Регулирование внешней торговли - Transport and Logistics Information Portal

Регулирование внешней торговли

Регулирование внешней торговли – это прямая обязанность государства, осуществляемая в целях поддержания различного рода балансов между производством и потреблением. При этом естественным является создание определенных "правил игры", закрепленных в государственных законодательных актах. В настоящее время во многих странах создана законодательная база, регулирующая внешнеторговые процессы почти в полном объеме.

Законодательные акты регулируют те или иные правоотношения, возникающие между участниками внешнеторгового процесса и государством при совершении торговых операций.

В Налоговом кодексе, например, отражаются вопросы, связанные с определением понятий "таможенная стоимость", "налог на добавленную стоимость", "акцизов" и порядка их взимания на таможне (или возврата при экспорте товаров).

В законах по валютному регулированию и контролю производится описание процедуры и технологии валютных операций по оплате импортных товаров и получения валютной выручки от экспортных операций, устанавливаются порядок обязательной продажи части валютной выручки, определяются органы исполнительной власти, осуществляющие валютный контроль и т. п.

Таможенный кодекс в определяет в технологию проведения внешнеторговых операций и т.д.

Как правило, установлены строго ограниченные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

  • Таможенно-тарифное регулирование;
  • Нетарифное регулирование;
  • Запреты и ограничения на торговлю услугами и интеллектуальной собственностью;
  • Экономические и административные меры.

Таможенно-тарифное регулирование.

Этот метод регулирования есть не что иное, как свод ставок таможенных пошлин. Главными целями использования тарифного регулирования внешней торговли являются следующие:

Рационализация товарной структуры импорта и экспорта товаров, защита отечественной обрабатывающей промышленности, поддержание приемлемого для экономики страны соотношения ввоза и вывоза товаров (внешнеторгового оборота), развитие экспортного потенциала.

 Можно и нужно детально рассмотреть Таможенный тариф, но прежде необходимо познакомиться с некоторыми весьма важными инструментами внешней торговли, в частности с понятием товарной номенклатуры.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Под товарной номенклатурой понимается перечень товаров, упорядоченный по определенной классификационной системе. Иначе говоря, все товары, которые являются или могут явиться предметом международного обмена, в целях их достаточно точной идентификации вне зависимости от происхождения и назначения, распределяются по некоторым признакам в пределах жесткой схемы.

По мере развития международной торговли стала очевидной необходимость унификации и стандартизации принципов классификации предметов внешнеторгового обмена. В рамках Совета таможенного сотрудничества была создана в 1983 году Гармонизированная система описания и кодирования товаров, вступившая в действие только в 1988 году. Гармонизированная система используется не только для составления и публикаций таможенных тарифов, но и для целей статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций – словом, для упрощения внешнеэкономических связей во всем их многообразии.

Гармонизированная система представляет собой жестко унифицированную классификационную схему, состоящую из 21 раздела, 99 глав, 96 товарных групп, охватывающую 1241 товарную позицию и 5019 субпозиций (товаров), описание и кодификация которых являются строго обязательными для всех стран, присоединившихся к Конвенции о ГС. Иначе говоря, страна, присоединившаяся к Конвенции, обязана использовать данную классификацию товаров в международной торговле, таможенном деле, статистике и т. д.

Формирование разделов ГС производится по связанным между собой признакам: по происхождению (животное, растительное, минеральное); по химическому составу (продукция неорганической химии); по назначению и виду материала, из которого сделан товар (кожевенное сырье, текстиль, пластмассы и т. п.). При разделении товаров на главы за основу принята степень обработки материалов: сырье – полуфабрикаты – готовые изделия. Товарные позиции, подпозиции и субпозиции строятся на основе четырех признаков: назначение товара, степень его обработки, вид материала и удельный вес товара в международной торговле. Кодирование товаров в ГС осуществляется с помощью шестизначного кода.

ТН ВЭД представляет собой национальную производную ГС, т. е. ТН ВЭД была создана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Совета таможенного сотрудничества и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕЭС. Комбинированная номенклатура ЕС, целиком основанная на ГС, является чуть более детализированной системой классификации товаров, поэтому коды здесь уже восьмизначные.

Товарная номенклатура ВЭД состоит из 21 раздела, 97 групп, 33 подгрупп, 1241 товарной позиции, 3558 подпозиции, 5019 субпозиций и 9506 подсубпозиций. Таким образом, номенклатура объединяет и группирует практически все товары, являющиеся (или могущими быть) предметами международного обмена. Каждый товар обозначается цифровым десятизначным кодом, который является единственной основной для таможенных органов при установлении ставки таможенной пошлины. Именно код, а не описание товара, есть основа для таможенной идентификации этого товара.

Структура ТН ВЭД призвана обеспечить однозначное отнесение конкретного товара к строго определенной субпозиции для целей таможенной идентификации. Правила однозначной классификации товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД являются в настоящее время прерогативой таможенных органов. От точности отнесения товара к той или иной подсубпозиций номенклатуры зависит, прежде всего, величина таможенной пошлины, а также отнесение товара в разряд или квотируемых, или лицензируемых, или преференциальных. Для единообразного понимания классификационных группировок используются пояснительные комментарии и примечания к разделам ТН ВЭД по группам товаров (товарным позициям).

Введение товарной номенклатуры в значительной степени упростило статистику внешнеторгового оборота, улучшило связи между внешнеторговыми организациями страны, таможней и статистической службой. Однако наиболее важное значение ТН ВЭД имеет для разработки национального таможенного тарифа. В основе применения таможенного тарифа лежит прежде всего правила определения таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость. При реализации внешнеторговой сделки очень большое значение имеет своевременная оплата всех видов таможенных платежей. Таможенное законодательство определяет, что процесс таможенного оформления (в большинстве случаев) не будет производиться до того, как будут оплачены таможенные пошлины и налоги. Следовательно, импортеру и экспортеру необходимо отчетливо представлять порядок формирования такой категории стоимости товара, как таможенная стоимость.

Таможенная стоимость для импортируемого товара рассчитывается как сумма фактурной контрактной стоимости товара, сложенной со стоимостью транспортировки до таможенной границы страны, стоимостью погрузочно-разгрузочных работ, страховки товара и комиссионных платежей, если они не были включены в цену контракта. Определение таможенной стоимости производится самим декларантом товаров при таможенном оформлении,

Нередко возникают случаи, когда таможенные органы сомневаются в задекларированной таможенной стоимости. В этом случае они могут потребовать от декларанта предоставления дополнительных документов, подтверждающих цену сделки, указанную в инвойсе (счете-фактуре). В качестве легального подтверждения таможней принимаются копия экспортной декларации экспортера, а также другие платежные документы, которые могут быть представлены экспортером. Нередко таможня требует предоставления (даже при наличии копии экспортной декларации) фирменных каталогов экспортера, прейскурантов и т. п.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки.

При осуществлении процедуры таможенного оформления уплачиваются следующие таможенные платежи:

§         Таможенные сборы за таможенное оформление товара.

§         Таможенная пошлина

§         Акциз.

§         Налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина. По своей экономической сути – это разновидность косвенного налога, взимаемого государством с импортируемых или экспортируемых товаров. С помощью таможенных пошлин государство эффективно регулирует объем вывоза товаров, необходимых для поддержания нормального функционирования внутренней экономики, или защищает внутреннего производителя от экспансии мировых производителей путем установления продажных цен более высокого уровня, чем цены на аналогичные товары, произведенные на отечественных предприятиях. Ставка таможенной пошлины – это величина налога на единицу обложения. Во всех странах ставки таможенных пошлин являются едиными, т. е. они едины для всей территории страны; также едины для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу, вне зависимости от характера сделок. Выделяются три вида ставок таможенных пошлин:

§         адвалорная ставка – в процентах от таможенной стоимости перемещаемого товара,

§         специфическая ставка – фиксированная денежная сумма с единицы измерения (вес, объем и т. д.),

§         комбинированная ставка – сочетающая два предыдущих вида ставок в виде либо суммы адвалорной и специфической составляющих, либо в виде адвалорной ставки, но не менее определенной величины, снижение которой подразумевает применение специфической составляющей.

Различия между адвалорной и специфической ставками далеко не просто технические, их внутренняя сущность – экономическая. Действительно, при росте мировых цен адвалорные ставки возрастают пропорционально росту цен и денежная масса от взимания пошлин растет в той же пропорции, обеспечивая к тому же и все протекционистские функции. Напротив, при падении цен на первое место выходят специфические ставки, поскольку они напрямую не зависят от размера цены товара. Вот почему в условиях постоянной тенденции к росту цен большинство таможенных тарифов разных стран предпочитает применение адвалорных ставок.

Таможенные пошлины являются инструментом торгово-экономической политики государства. Основными функциями таможенных пошлин являются протекционистская и фискальная. Другие виды пошлин, взимаемых на таможне (сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные), относятся к нетарифным (административным) мерам регулирования внешней торговли.

Таможенный тариф является сводом ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров на таможенную территорию страны. Таможенные тарифы по своей структуре подразделяются на простые (одноколонные) и сложные (многоколонные). В некоторых других государствах таможенные тарифы состоят из 15 и более колонок. Чем сложнее таможенный тариф, тем более дифференцировано государство может управлять процессами ввоза и вывоза товаров. Однако при применении слишком усложненного тарифа появляется реальная возможность для всякого рода злоупотреблений.

Импортный таможенный тариф. Импортный таможенный тариф преследует следующие основные цели:

  • с его помощью осуществляется протекционистская торговая политика,
  • регулируется потребление продукции, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве,
  • благодаря его действию обеспечиваются финансовые поступления в госбюджет.

Согласно классификации ООН в мире выделяются три группы стран: развитые страны, развивающиеся страны и наименее развитые страны. Импортный тариф может пользоваться этой классификацией, устанавливая для товаров, происходящих из развивающихся стран, базовые ставки таможенных пошлин, уменьшенных на 25%. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, практикуется применение нулевых ставок таможенных импортных пошлин.

Для того чтобы иметь возможность воспользоваться такой привилегией, а уменьшение ставки таможенной пошлины или отмена таможенной пошлины есть не что иное, как привилегия, необходимо доказать свое право на ее получение.

Решение по её получению принимается только по письменному заявлению, к которому прилагаются документы, доказывающие однозначность страны происхождения товара. К таким документам относятся следующие.

  • Декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, но содержащая сведения, позволяющие определить страну происхождения. В качестве декларации могут применяться коммерческие либо иные документы по товару, составленные изготовителем, продавцом или экспортером.
  • Документ, доказывающий, что товар имеет происхождение именно из этой развивающейся или наименее развитой страны. Таким документом является Сертификат о происхождении товара (по форме "А"), выданный компетентным органом страны (аналогом российской Торгово-промышленной палаты).
  • Указанные документы подтверждают страну происхождения для товаров, которые были полностью произведены в этой стране.

Экспортный таможенный тариф. Экспортные таможенные тарифы применяются крайне редко в мировой практике. Экспортный таможенный тариф, в отличие от импортного тарифа, охватывает не такое большое количество товаров. Если в импортном тарифе присутствует практически вся товарная номенклатура ВЭД, то экспортный тариф более скромен – он содержит около 120–130 товаров.

Взимание экспортных пошлин производится с предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, вне зависимости от форм собственности.

Таможенные преференции по импорту товаров и порядок их получения. По определению, тарифными льготами (или тарифными преференциями) называются предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу страны. Льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Возврат таможенных пошлин производится, например, при помещении товаров под определенные таможенные режимы. Снижение ставки пошлины предусмотрено для определенных товаров, происходящих из развивающихся стран и т. п.

Таможенные режимы.

Основные таможенные режимы. В целях таможенного регулирования, для упорядочения таможенного оформления и определения статуса товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенные границы стран, установлены различные виды таможенных режимов суть, которых состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны выполняться в отношении товаров и транспортных средств, при таможенном оформлении. 

 

Таможенный режим

 

 

Характеристика режима

 

 

Меры экономической политики

Выпуск товаров для свободного обращения (импорт)

Ввозимые товары на таможенную территорию страны остаются на этой территории без обязательства об их вывозе.

Предусматривает уплату таьоженных пошдин, налогов и внесение иных таможенных платежей. Соблюдение мер экономической политики, а также ограничений, установленных законодательством (сертификация, ветеринарный и другой контроль).

Реимпорт товаров.

Отечественные товары, вывезенные с территории страны в соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки.

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Транзит товаров.

Товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами страны, в том числе и через территорию иностранного государства

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенный склад.

Ввозимые и предназначенные для вывоза товары хранятся под таможенным контролем.

Ввозимые товары хранятся без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся с предоставлением льгот.

Магазин беспошлинной торговли

Товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории страны (в аэропортах, портах и иных местах, определяемых таможенными органами)

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Временный ввоз (вывоз) товаров

Пользование товарами на таможенной территории допускается только при предоставлении обязательства об обратном вывозе (ввозе)

С полным или частичным освобождением от пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики

Свободная таможенная зона и свободный склад

Иностранные и российские товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах

С иностранных товаров не  взимаются таможенные пошлины, налоги и не применяются меры экономической политики, а к отечественным товарам применяются условия, соответствующие режиму экспорта.

Экспорт товаров

Товары вывозятся за пределы страны без обязательства об их ввозе

При условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения мер экономической политики и выполнении других требований таможенного законодательства страны

Реэкспорт

Иностранные товары вывозятся с территории страны

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Уничтожение товаров

Иностранные товары уничтожаются под таможенным контрлем. Отходы должны быть помещены под соответствующий таможенный режим

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Отказ от товара в пользу государства

Лицо отказывается от товара с разрешения таможенного органа

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенные режимы переработки:

§         Переработка товаров на таможенной территории.

§         Переработка товаров под таможенным контролем.

§         Переработка товаров вне таможенной территории.

Операции по переработке товаров включают:

§         Изготовление товара, включая монтаж, сборку.

§         Собственно переработку и обработку товаров

§         Ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок.

§         Использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары, полностью или частично, потребляются в процессе переработки.

Таможенный режим

Характеристика режима

 

Меры экономической политики

Переработка товаров таможенной территории.

Иностранные товары используются для переработки на таможенной территории страны

Без применения к товарам мер экономической политики и с возвратом суммввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы страны.

Переработка товаров под таможенным контролем.

Иностранные товары используются для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением под иной таможенный режим.

Без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Переработка товаров вне таможенной территории.

Отечественные товары вывозятся и используются вне территории страны с целью их переработки и выпуска в свободное обращение на территории страны.

Вывозятся без применения мер экономической политики, а ввозятся с полным или частичным освобождением от пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенное оформление экспортно-импортных грузов.

Таможенное оформление- процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями таможенного законодательства страны. Порядок таможенного оформления включает предварительные операции и основное таможенное оформление.

Предварительные операции являются начальным этапом оформления и необходимы для облегчения и ускорения производства основного таможенного оформления.

Этапы предварительных операций:

  ·         Уведомление таможенных органов о пересечении границы при ввозе товаров на таможенную территорию страны.

·         Уведомление таможни о намерении вывезти товары из страны.

·         Доставка товаров на склад временного хранения (СВХ).

·         Уведомление таможни о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки.

·         Оформление помещения товаров и транспортных средств на СВХ.

·         Оформление краткой декларации на товары.

·         Взятие проб и образцов товаров.

·         Передача оформленных документов и сведений должностным лицам, производящим основное таможенное оформление.

Основное таможенное оформление производится на таможн, в зоне деятельности которой зарегистрирован отправитель или получатель груза, или в других местах с разрешения этой таможни.

Этапы основного таможенного оформления:

·         Прием, регистрация и учет таможенных деклараций. На этом этапе производится также общая проверка таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие действующим правилам заполнения согласно заявленному режиму.

·         Контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой и страной происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования.

·         Валютный контроль и контроль таможенной стоимости:

·         Проверка наличия всех документов, необходимых для целей валютного контроля.

·         Проверка условий внешнеторговых договоров и других документов, на основании которых производится таможенное оформление.

·         Проверка правильности заявления таможенной стоимости, а также метода ее определения.

·         Сбор информации, необходимой для выяснения обстоятельств сделки, повлиявших на ее цену.

·         Принятие решений в отношении товаров на основании решений по таможенной стоимости товаров и выполнению нормативных актов.

Контроль таможенных платежей. На данном этапе проверяется наличие задолженностей по уплате таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, соблюдение сроков подачи таможенной декларации, правильность ее заполнения, обоснованность заявленных тарифных и налоговых льгот.

Досмотр и выпуск. Решение о выпуске подтверждается проставлением штампа Выпуск разрешен на таможенной декларации, а также в транспортном документе с указанием номера таможенной декларации.