Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии способствует устойчивому экономическому росту - Транспортный информационно-логистический Портал

Все новости

Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии способствует устойчивому экономическому росту

03.07.2017

Астанинский экономический форум открывает новые возможности и перспективы развития транспортного партнерства стран Центральной Азии.

Накануне IV Международного транспортно-логистического Бизнес-Форума «NEW SILK WAY» в г. Астана 14 июня 2017 г., при поддержке проекта USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии и программы GIZ «Упрощение процедур торговли в Центральной Азии», прошло очередное региональное совещание «Сотрудничество по вопросам транспорта и транзита в Центральной Азии». Цель его проведения – изучение новых возможностей по развитию потенциала экспорта, обсуждение диверсификации транспорта и логистики, а также существующих проблем в отрасли и механизмов их решения.

Транспорт – артерия экономики.

Проведение региональных встреч Партнерства по транспорту и логистике в Центральной Азии – это не только диалоговая площадка для налаживания важных торговых связей, установления прямых бизнес-контактов, но и возможность анализа быстро меняющейся деловой и торговой среды в странах Центральной Азии. Такие мероприятия дают возможность обсудить вопросы и проблемы, связанные с упрощением процедур при прохождении грузов на границе, совершенствованием и гармонизацией нормативных и правовых документов, развитием транзита и других вопросов, связанных с экспортом, импортом и транзитом грузов. Не стала исключением и региональная встреча в Астане.

В совещании принимали участие представители профильных министерств и ведомств стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – транспортных и логистических компаний, представители таможни, бизнеса, отраслевых ассоциаций, независимые аналитики и эксперты, а также руководители проекта USAID и программы GIZ в Центральной Азии.

«Экономические и геополитические условия для развития торговли и экспортного потенциала в Центральной Азии», «Развитие экономических отношений между Китаем, Индией и Центральной Азией», «Развитие международных и региональных транспортных маршрутов: новые направления и возможности», «Расширение региональной торговли и повышение занятости в плодоовощном, транспортном и логистическом секторах в Центральной Азии» – эти и многие другие темы, которые рассматривались на совещании вызвали неподдельный интерес и активные дискуссии.

Как всегда, в центре особого внимания участников мероприятия находилась тема «Развитие транспорта и логистики: новые вызовы и возможности», а также вопросы связанные с упрощением процедур торговли в Центральной Азии. Это и неудивительно, так как транспорт и торговля – жизненно важные отрасли экономики каждого государства. Развитие транспортно-торговых отношений во многом определяет пространственную доступность территорий, мобильность населения, свободу перемещения товаров и оказания услуг, успешность внешнеэкономической деятельности.

На совещании с докладами о проведенном анализе текущей ситуации с точки зрения реализации положений «Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах и других конвенций и соглашений, связанных с транспортом и транзитом» выступили национальные эксперты Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана.

Так в своем выступлении эксперт Б. Булекбаев осветил перспективы развития транспортного комплекса и транзитного потенциала Казахстана и его эффективной интеграции в единую транспортную систему ЕАЭС и стран Центральной Азии. Говоря о едином транспортном пространстве и общем рынке транспортных услуг, он отметил, что в настоящее время достигнуты реальные интеграционные результаты в сфере всех видов транспорта – автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном. Важнейшее направление дальнейшей работы – реализация поставленной главами государств задачи по сопряжению развития Евразийского экономического союза с проектом Китая «Экономический пояс Шелкового пути», «Один пояс – один путь» и Национальной программы «100 конкретных шагов», в которой предусмотрена интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. Так программа направлена на реализацию проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», что требует совершенствования нормативной правовой базы по вопросам мультимодальных перевозок и логистики.

В Казахстане по поручению Президента идет активная работа по формированию развитой национальной транспортно-логистической инфраструктуры, ее интеграции в международную транспортную систему, выводу ее на уровень современного глобального транзитно-транспортного хаба. Активно развиваются контейнерные перевозки через Республику Казахстан, формируется опорная сеть ТЛЦ, происходит развитие центра консолидации в порту Ляньюньган, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и Международного Центра Приграничного отрудничества, портовой инфраструктуры на Каспии, построен новый пассажирский терминал в международном аэропорту Астаны и современный железнодорожный вокзал.

Компетенции международного мультимодального оператора поручено освоить АО «НК «ҚТЖ». В связи с этой важной ролью, отведенной национальной железнодорожной компании, она в течение последних двух лет работает над реализацией программы трансформации бизнеса (это глубинные, системные и последовательные изменения, направленные на повышение эффективности, конкурентоспособности и прибыльности).

В АО «НК «ҚТЖ» проводятся соответствующие структурные изменения, создано АО «Магистраль» и АО «Грузовые перевозки», рассматривается изменение тарифной политики, все эти преобразования требуют соответствующей реакции участников внешне-экономической деятельности стран Центральной Азии.

Не все гладко в Центрально-Азиатском регионе.

Выступления представителей других государств региона позволили слушателям получить максимальную информацию о состоянии транспортной отрасли в странах региона. Так, Т. Шабданалиев, председатель Ассоциации перевозчиков и логистики Кыргызстана, озвучил первые итоги, сделав анализ проблем и перспектив интеграции транспортной системы Кыргызской Республики в единый транспортный комплекс Таможенного Союза. Наряду с положительными фактами имеются и негативные. Так, по его признанию, год в ЕАЭС показал, что эта организация не является союзом по экономическим интересам. Каждая из стран ревностно охраняет свой внутренний рынок нетарифным регулированием, есть серьезные нерешенные проблемы в железнодорожных и автомобильных перевозках.

В Кыргызском транспортном секторе преобладает индивидуальная деятельность, поэтому он финансово, технически слаб и неконкурентоспособен. Применение дискриминационного железнодорожного тарифа в ЕАЭС для кыргызских экспедиторов делает перевозки самыми дорогими среди стран этого союза.

Эксперт по транспорту и логистике Узбекистана А. Хашимов в своем выступлении «Роль стран Центральной Азии в реализации долгосрочной программы построения экономического пояса Шелкового пути» и увеличения контейнерных перевозок, высказал мнение о том, что торговля внутри региона находится на низком уровне. Она составляет всего 0,2% от общей торговли. Может ли новый Шёлковый путь изменить ситуацию, задается он вопросом. Проанализировав ряд факторов, сделал следующие выводы:

  • Новый Шёлковый путь открыл новые коммерческие возможности;
  • Правительство должно создать дружественную деловую среду для упрощения коммерции;
  • Частный сектор на сегодняшний день имеет больше возможностей для экспорта и торговли с другими странами в мире. Если транспортные затраты будут эффективно снижаться, повысится конкурентоспособность.

О наболевших вопросах высказались и представители Республики Таджикистан – Л. Кислякова и Ф. Махмудова. Лейтмотивом их выступлений стал призыв к развитию сотрудничества в транспортно-логистической отрасли. Чтобы сделать Центрально-Азиатский регион основным узлом международных перевозок, по мнению М. Махмудовой ему необходимы низкая стоимость транзита и конкурентоспособные сроки транзитных перевозок с одной стороны, и гармонизированная правовая база транспорта на региональном уровне, основанная на международных стандартах и практике, с другой стороны. А также для развития транспортных маршрутов важно создание международных логистических центров на территории страны и региона. Создание системы Международных Логистических Центров позволит существенно повысить эффективность и качество транспортного процесса при осуществлении международных перевозок. Будут использоваться системы терминалов и терминальных комплексов, обеспечивающих работу нескольких видов транспорта и располагающих широким спектром логистических и сервисных услуг (склады для приема и отправления грузов мелких и крупных партий, таможенные службы, охраняемые стоянки и ремонтная зона для автомобилей, мотели и гостиницы для водителей).

Стать надежными партнерами

По общему мнению участников совещания, региональные встречи дают возможность участникам внешне-экономической деятельности и логистическим компаниям обсудить проблемы и перспективы развития торговли и транспортной логистики, поиск новых международных маршрутов, гармонизацию нормативно-правовых и других вопросов транспортировки грузов.

Относительно ситуации в странах Центральной Азии были отмечены следующие ключевые моменты:

1. Казахстан активно развивает транспортную инфраструктуру, строит сеть международных ТЛЦ и совершенствует информационную систему, что в комплексе значительно повышает его транзитный потенциал, который обеспечит ускоренную доставку грузов стран Центральной Азии в ЕС, Россию и из Китая в Центральную Азию. В подтверждении этому стала июньская встреча в Астане Главы Казахстана Н.Назарбаева и председателя КНР Си Цзиньпина, на которой была достигнута договоренность об увеличении к 2020 году контейнерных перевозок через Казахстан до 2 млн. ДФЭ (эквивалент 20-футового контейнера).

2. В Кыргызской Республике за год пребывания в ЕАЭС много вопросов было решено, но подлежит решению еще не меньше вопросов, в том числе в транспортной системе и в организации железнодорожных перевозок.

3. Для Узбекистана, первостепенной задачей является экспорт плодоовощной продукции в Россию и ЕС. Для этого необходимо решить проблемные вопросы на пограничных переходах. Руководство Узбекистана проводит большую работу, направленную на увеличение экспорта основной продукции, развивает сеть ТЛЦ в Ферганской долине, строит железнодорожные и автомобильные дороги.

4. Таджикистан продолжает оставаться заложником своего географического положения и нерешенных вопросов с Узбекистаном и Афганистаном на приграничных пунктах пропуска грузов. Однако, как показывают последние политические события, ситуация в регионе в области транспорта и торговли меняется в лучшую сторону.

Кроме того много дискуссий участников совещания вызвал вопрос, связанный с национальными системами гарантий для участников внешне-экономической деятельности в странах Центральной Азии. Профессиональные выступления и комментарии специалистов по таможенному администрированию В. Ким (Таджикистан), Гаухар Болат (Казахстан), А. Абдухаликов (Узбекистан) помогли разобраться в особенностях применения действующих национальных форм таможенных гарантий.

По итогу регионального совещания была достигнута договоренность:

• создать совместную рабочую группу из числа национальных экспертов для выработки региональных рекомендаций и предложений по практической реализации международных конвенций и соглашений в области транспорта, транзита и гармонизации процессов управления границами.

• рассмотреть и обсудить с АО «НК «ҚТЖ» возможность реализации пилотного проекта по перевозке плодоовощной продукции из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в Астану (ТЛЦ «Континенталь–Логистик») с использованием рефрижераторных контейнеров Центрально-Азиатского Торгового Дома (директор А.Махмудов).

Решению этих и других вопросов транспортной логистики и региональной торговли призвано содействовать созданное ПАРТНЕРСТВО ПО ТРАНСПОРТУ И ЛОГИСТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, официальные представители которых на региональной встрече, еще раз, подтвердили необходимость продолжения и активизации работы, направленной на упрощение процедур торговли и ее конкурентоспособности в Центральной Азии, в необходимости развития экспортного потенциала и создания рабочих мест в плодоовощном, транспортном и логистических секторах в странах Центральной Азии.

____________________________

СПРАВКА

Уникальная диалоговая платформа стран Центральной Азии по содействию развития торговли путем регионального партнерства по транспорту, транзиту и логистике.

Цель

Партнерство по транспорту и логистики в Центральной Азии создано в 2015 году с целью улучшения качества транспортных и логистических услуг во всем регионе. Партнерство объединяет свыше 40 представителей государственного и частного секторов и стран Центральной Азии, деятельность которых направлена на реформы по сокращению расходов и времени при перевозке товаров и пересечении границ в Центральной Азии.

Направления

• Государственно-частный диалог

• Регуляторные и законодательные реформы

• Оптимизация процедур

• Развитие профессионального потенциала

Проект USAID по конкурентноспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии направлен на развитие экспортного потенциала и создание рабочих мест в плодоовощном, транспортном и логистическом секторах в пяти странах Центральной Азии. Развивая конкурентноспособность компаний в регионе и устраняя барьеры в торговле, USAID способствует становлению устойчивого и конкурентноспособного частного сектора.

Участники внешнеэкономической деятельности Центральной Азии получают выгоду от мер по упрощению процедур торговли, приводящих к сокращению затрат по внешнеторговым операциям. Программа GIZ «Упрощение процедур торговли в Центральной Азии» нацелена на упрощение процедур и процессов международной торговли в странах Центральной Азии: в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.

______________________

Автор: Берик Булекбаев





http://www.fayzgo.uz