Правительство Узбекистана внесет поправки в Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов». - Транспортный информационно-логистический Портал

Все новости

Правительство Узбекистана внесет поправки в Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов».

29.05.2013

Правительство Узбекистана планирует внести на рассмотрение Олий Мажлиса проект закона, предусматривающего внесение уточняющих поправок в статью 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов». Об этом заявил первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан Есемурат Каньязов.

В интервью агентству УзА, Есемурат Каньязов отметил, что в процессе реализации долгосрочных хозяйственных связей могут возникнуть споры. В связи с этим немаловажным фактором благоприятного инвестиционного климата любой страны является наличие действенной системы обеспечения имущественных прав инвестора, способной гарантировать его права и при необходимости предоставить в его распоряжение надлежащие инструменты и способы их защиты.

«Как правило, на международной арене все споры между сторонами, связанные с иностранными инвестициями, принято разрешать посредством переговоров между сторонами, а в случае отсутствия договоренностей путем разбирательства в судах страны, принимающей инвестиции, или в международных арбитражах. При этом особенностью арбитража является наличие обязательного письменного согласия обеих сторон», - отметил он.

«В подтверждение доступности международного арбитража лишь при наличии письменного согласия можно привести статью 25 Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. Она гласит, что в компетенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров находится разрешение правовых споров, вытекающих непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между договаривающимся государством и лицом другого договаривающегося государства, при условии наличия письменного согласия участников спора о его передаче для рассмотрения в центре», - сказал Каньязов.

«Такого рода согласие, как правило, прописывается в заключаемых между государствами договорах или в рамках договоров между инвестором и государством, принимающим инвестиции, что в свою очередь стимулирует страны, стремящиеся защитить инвестиции своих граждан на территории других государств, заключать такого рода соглашения», - добавил он.

«Во всех случаях конкретное согласие принимающего государства о передаче конкретного спора в арбитраж является обязательным», - подчеркнул Каньязов.

«Наша страна является участником ряда соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Они наряду с установлением благоприятного режима инвестирования содержат нормы, регулирующие защиту имущественных прав инвестора в случае возникновения споров с государством - реципиентом инвестиций», - сказал он.

«В частности, рядом подписанных Узбекистаном соглашений предусматривается возможность передачи инвестиционных споров в арбитраж по правилам Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтон), Международного арбитражного суда при Международной торговой палате (Париж), Арбитражного суда при Стокгольмской торговой палате (Стокгольм) либо в иной постоянно действующий арбитраж или арбитраж adhoc (специально создаваемый арбитраж для разрешения конкретного спора)», - отметил Каньязов.

«Кроме того, инвесторы имеют возможность предусмотреть порядок разрешения инвестиционных споров в рамках заключаемых с Республикой Узбекистан соглашений о разделе продукции, концессионных или инвестиционных договоров. Наша страна с 1995 года также является членом Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года», - сказал он.

Таким образом, в Узбекистане имеется несколько направлений разрешения инвестиционных споров, в полной мере соответствующих общепризнанным нормам международного права.

Он отметил: «Но, как показывает практика, встречаются случаи неправильной интерпретации отдельными иностранными инвесторами законодательства Республики Узбекистан, регулирующего данную сферу. Например, статьей 10 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» установлено, что если стороны инвестиционного спора окажутся не в состоянии достичь согласованного разрешения, такой спор должен разрешаться Хозяйственным судом Республики Узбекистан либо посредством арбитража в соответствии с правилами и процедурами международных договоров (соглашений и конвенций) по разрешению инвестиционных споров, к которым присоединилась Республика Узбекистан».

«Приведенная выше норма лишь определяет возможные варианты разрешения инвестиционных споров и не содержит согласия государства передать конкретный инвестиционный спор в арбитраж», - пояснил чиновник.

«В целях обеспечения правильной интерпретации этой нормы Конституционным судом Республики Узбекистан 20 ноября 2006 года дано официальное ее толкование. Необходимо отметить, что согласно Конституции нашей страны официальное толкование законов отнесено к компетенции Конституционного суда Республики Узбекистан», - добавил он.

«В постановлении Конституционный суд дал четкое разъяснение, что статья 10 указанного закона не является выражением согласия страны на передачу конкретного инвестиционного спора для разрешения в международный арбитраж», - напомнил он.

«Несмотря на наличие официального толкования Конституционного суда, все еще имеют место факты неверного интерпретирования указанной статьи отдельными иностранными инвесторами. Они рассматривают ее как согласие Узбекистана на передачу любого инвестиционного спора в арбитраж, например, в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Это обстоятельство не может не беспокоить Узбекистан, как и любое другое государство, стремящееся обеспечить приток иностранных инвестиций. Ведь наша страна с первых дней независимости стремится сделать свое законодательство максимально прозрачным и понятным для восприятия», - сказал Каньязов.

Он отметил, что в связи с этим Кабинетом Министров Республики Узбекистан запланировано внести на рассмотрение ОлийМажлиса проект закона, предусматривающего внесение уточняющих поправок в статью 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов». В частности, предполагается уточнить, что часть первая статьи 10 не является выражением согласия страны на передачу конкретного инвестиционного спора для разрешения в международный арбитраж.

«Однако это не значит, что ни один инвестиционный спор в Узбекистане не может быть рассмотрен в международном арбитраже. Как было указано выше, нашим законодательством предусмотрены различные варианты выдачи письменного согласия на передачу споров в арбитраж посредством заключаемых двусторонних договоров, как между государствами, так и между государством и инвестором», - подчеркнул первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан.

«Особо хочу подчеркнуть, что цель законопроекта не изменить смысл статью 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» или ограничить права иностранных инвесторов, а внести в нее ясность. Вопрос согласия Республики Узбекистан должен рассматриваться в каждом конкретном случае и найти свое отражение в письменной форме. Следовательно, для этого необходимо ее письменное согласие, которое должно быть прописано, например, в двусторонних или многосторонних инвестиционных договорах или соглашениях», - заявил Каньязов.

«Предлагаемый законопроект, в полной мере отражая интересы самих иностранных инвесторов, направлен на усиление защиты их прав путем обеспечения правильного понимания законодательства, исключающего какие-либо неясности в отношениях с Узбекистаном как страной пребывания. Также законопроект соответствует фундаментальным стандартам международного права в области иностранных инвестиций, которые призывают государство действовать прозрачно в отношениях с иностранными инвесторами, в частности, чтобы они заранее были информированы о всех правилах и нормах, регулирующих инвестиционную деятельность», - пояснил он.

«В заключение хотелось бы отметить, что предлагаемые уточнения, способствуя обеспечению транспарентности и правильному пониманию положений национального законодательства иностранными инвесторами, вложившими или намеревающимися вкладывать средства в Республику Узбекистан, призваны повысить инвестиционную привлекательность нашей страны», - резюмировал Есемурат Каньязов. 

Источник: UzDaily.uz





http://www.fayzgo.uz