РЖД против конкуренции в условиях дефицита инфраструктуры. - Транспортный информационно-логистический Портал

Все новости

РЖД против конкуренции в условиях дефицита инфраструктуры.

03.06.2013

30 мая в Крас­ной По­ляне в рам­ках VI­II Меж­ду­народ­но­го же­лез­но­дорож­но­го биз­нес-фо­рума "Стра­теги­чес­кое парт­нерс­тво 1520" сос­то­ялась дис­куссия на те­му "Кон­ку­рен­ция в пе­рево­зоч­ной де­ятель­нос­ти 1520".

В рам­ках дис­куссии бы­ли зат­ро­нуты воп­ро­сы це­лесо­об­разнос­ти ор­га­низа­ции кон­ку­рен­ции пе­ревоз­чи­ков "за марш­рут" и "на марш­ру­те", фор­ми­рова­ния нор­ма­тив­но-пра­вовой ба­зы но­вой ар­хи­тек­ту­ры пе­рево­зоч­ной де­ятель­нос­ти, а так­же проб­ле­му обес­пе­чения бе­зопас­ности в ус­ло­ви­ях мно­жест­вен­нос­ти пе­ре­воз­чи­ков.

Воп­рос о це­лесо­об­разнос­ти функ­ци­они­рова­ния на се­ти же­лез­ных до­рог об­ще­го поль­зо­вания са­мос­то­ятель­ных пе­ревоз­чи­ков со сво­ими ло­комо­тива­ми яв­ля­ет­ся пред­ме­том ак­тив­ных дис­кус­сий.

По сло­вам стар­ше­го ви­це-пре­зиден­та ОАО "РЖД" Ва­лерия Ре­шет­ни­кова, с мо­мен­та ут­верж­де­ния Пра­витель­ством РФ Це­левой мо­дели рын­ка гру­зовых же­лез­но­дорож­ных пе­рево­зок, пре­дус­матри­ва­ющей воз­можность по­яв­ле­ния ло­каль­ных пе­ревоз­чи­ков, про­веден це­лый ряд исс­ле­дова­ний с прив­ле­чени­ем не­зави­симых экс­пер­тов. Суть предс­тав­ленных вы­водов сво­дит­ся к то­му, что все за­ви­сит от це­лей про­ве­де­ния по­доб­ной ре­фор­мы.

По рас­че­там Фе­дераль­ной служ­бы по та­рифам, про­веден­ным в 2009 го­ду, от­де­ление инф­рас­трук­ту­ры от ло­комо­тив­ной тя­ги при­ведет к рос­ту рас­хо­дов ОАО "РЖД" на 170 млрд руб­лей (+24% за год), исс­ле­дова­ние Инс­ти­тута проб­лем ес­тест­вен­ных мо­нопо­лий в 2010 го­ду по­каза­ло уве­личе­ние из­держек на 223 млрд руб­лей (+32% за год).

Ва­лерий Ре­шет­ни­ков под­черк­нул, что са­мым ми­нималь­ным не­об­хо­димым ус­ло­ви­ем для ор­га­низа­ции кон­ку­рен­ции яв­ля­ет­ся про­фицит инф­рас­трук­ту­ры, как это бы­ло в от­дель­ных стра­нах Ев­ро­пы, где про­ве­ли та­кую ре­фор­му.

"Ес­ли пы­тать­ся ор­га­низо­вать кон­ку­рен­цию на де­фицит­ной инф­рас­трук­ту­ре, то кон­ку­рен­ция бу­дет не за кли­ен­та, а за де­фицит­ную инф­рас­трук­ту­ру", - под­черк­нул стар­ший ви­це-пре­зи­дент ОАО "РЖД".

Там, где су­щест­ву­ет осо­бо вы­сокая заг­ру­жен­ность инф­рас­трук­ту­ры, а гру­зовое дви­жение и так пре­вали­ру­ет над пас­са­жирс­ким, на­ибо­лее слож­но ор­га­низо­вать кон­ку­рен­цию. Заг­ру­жен­ность инф­рас­трук­ту­ры ОАО "РЖД" - од­на из на­ибо­лее вы­соких в ми­ре, око­ло 25 млн ткм на км - вто­рая по нап­ря­жен­нос­ти инф­рас­трук­ту­ра в ми­ре пос­ле Ки­тая.

Ва­лерий Ре­шет­ни­ков об­ра­тил вни­мание, что сог­ласно не­зави­симым исс­ле­дова­ни­ям, важ­на и до­ля гру­зовых пе­рево­зок в об­щем объ­еме же­лез­но­дорож­ных пе­рево­зок на се­ти. Око­ло 94% всех пе­рево­зок в РФ осу­щест­вля­ет­ся в ин­те­ресах пе­ревоз­ки гру­зов и толь­ко 6,1% - в ин­те­ресах пас­са­жирс­ко­го транс­пор­та. В стра­нах с вы­сокой гус­то­той пе­рево­зок ре­шение о раз­де­ле­нии пе­ре­во­зок и инф­рас­трук­ту­ры не при­ни­ма­лось.

В си­лу пре­об­ла­дания в Рос­сии гру­зово­го дви­жения ве­лики рис­ки не­гатив­ных пос­ледс­твий от по­доб­ных пре­об­ра­зова­ний, ко­торые уже про­яви­лись в дру­гих стра­нах.

Од­ним из на­ибо­лее яр­ких при­меров ор­га­низа­ции кон­ку­рен­ции на де­фицит­ной инф­рас­трук­ту­ре яв­ля­ет­ся ли­бера­лиза­ция ва­гон­но­го пар­ка. Соз­да­ние боль­шо­го ко­личест­ва опе­рато­ров ва­гонов да­ло по­ложи­тель­ный эф­фект, свя­зан­ный с об­новле­ни­ем пар­ка под­вижно­го сос­та­ва. Од­на­ко рост ва­гон­но­го пар­ка, опе­режа­ющий уве­личе­ние гру­зовой ба­зы и раз­ви­тие инф­рас­трук­ту­ры, выз­вал су­щест­вен­ный про­фицит гру­зово­го под­виж­но­го сос­та­ва, в нас­то­ящее вре­мя он дос­тиг 250 тыс. ва­го­нов.

Все это при­вело к на­руше­нию сла­жен­ной ра­боты се­ти, све­дение к ну­лю сдво­ен­ных опе­раций, ус­ложни­ло ма­нев­ро­вую ра­боту, уве­личи­ло по­рож­ние про­беги, заг­рузку стан­ци­он­ной инф­рас­трук­ту­ры.

По сло­вам Ва­лерия Ре­шет­ни­кова, уп­равле­ние ва­гон­ным пар­ком, ко­торым вла­де­ют бо­лее 1,7 тыс. раз­личных собс­твен­ни­ков, го­раз­до ме­нее эф­фектив­но, чем объ­еди­нен­ным пар­ком ин­вен­тар­ных ва­го­нов.

Стар­ший ви­це-пре­зидент так­же под­черк­нул, что та­риф на пе­ревоз­ку гру­зов, ре­гули­ру­емый го­сударс­твом, пост­ро­ен на сред­не­сете­вых зат­ра­тах. В этой си­ту­ации ло­каль­ные пе­ревоз­чи­ки бу­дут стре­мить­ся вы­пол­нять пе­ревоз­ки на тех участ­ках, где из­держ­ки на пе­ревоз­ки мень­ше. Та­ким об­ра­зом, по­явят­ся ло­каль­ные оп­ти­му­мы.

"Не создав соответствующей нормативной базы, которая позволяла бы регулировать отношения всех участников рынка, говорить о создании перевозчиков, осуществлять масштабный эксперимент, достаточно рискованно", - добавил Валерий Решетников.

Источник: trans-port





http://www.fayzgo.uz