ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО). - Транспортный информационно-логистический Портал

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО).

Введение

В международной экономике, принцип эффективного функционирования открытой торговой системы, основанной на многосторонних согласованных правилах, является достаточно простым и опирающимся на здравый коммерческий смысл.

Все страны, включая самые бедные, имеют определенные ресурсы – человеческие, промышленные, природные, финансовые – которые используют для производства товаров и услуг для своих внутренних рынков или для продажи на мировых рынках. “Сравнительное преимущество’’ означает, что страны преуспевают, получают пользу от своих активов и концентрируются на том, что они могут производить лучше всего. Для компаний на внутреннем рынке это происходит само собой. Но это только одна сторона вопроса. Другая сторона - это мировой рынок. Многие компании признают, что чем больше рынок, тем больше масштабных возможностей – в плане достижения эффективной деятельности и доступа к большему количеству потребителей. Другими словами свободная торговая политика, не ограничивающая поток товаров и услуг, поощряет производство наилучшей продукции, наилучшего дизайна и по наилучшей цене.

Но торговый успех не постоянен. Конкурентоспособность по определенным товарам может переходить от одной компании к другой, при изменении рынка или при внедрении новых технологий, позволяющих производить более дешевые и качественные товары. История и опыт показывают, что страны, у которых есть определенные преимущества, скажем, в затратах на трудовую силу или природные ресурсы, также могут оказаться не конкурентоспособными по некоторым товарам или услугам, из-за особенностей развития их экономик. Однако, при влиянии открытой экономики, они могут стать конкурентоспособными в других областях. Чем меньше торговая система функционирует с использованием мер протекционизма, тем больше фирмы принимают, экономически обоснованное решение сосредоточится на производстве новых товаров, находя либо новую нишу в их сфере деятельности или распространяя свою деятельность на новую сферу производства товаров.

Политика защиты от импорта и постоянного государственного субсидирования приводит к созданию раздутых, неэффективных компаний, поставляющих на рынок устаревшие, неконкурентоспособные товары. В конечном счете, закрываются предприятия, и возникает проблема с занятостью, несмотря на защиту и субсидирование. В случае если и другие государства проводят аналогичную политику, уменьшается количество контрактов и снижается уровень развития мировой экономики. Одной из целей ВТО является предотвращение подобной самозащиты и разрушительного применения протекционизма.

структура и основные функции вто.

Всемирная торговая организация это правовая и институциональная основа многосторонней торговой системы. Она предоставляет принципиальные договорные обязательства, определяя методы для правительств по развитию и реализации внутреннего торгового законодательства и положений. И она является платформой, на основе которой развиваются торговые связи среди стран посредством коллективных дебатов, переговоров и обсуждений.[1]

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар), а затем в Канкуне (Мексика) и шестая Министерская конференция прошла декабре 2005 года в Гонконге.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. Кроме того, ей подотчётны два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

ВТО является международной организацией регулирующей правилами торговлю между странами. Сердце ВТО – это ее Соглашения, согласованные и подписанные группой торговых стран мира. Эти документы предоставляют правовую структуру для международной коммерции. Они являются важными договорными актами, обязывающими государства проводить свою торговую политику в согласованных рамках.

Учитывая, что Соглашения согласованы и подписаны правительствами стран, их целью является содействие производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам для их успешной деятельности на мировых рынках.[2]

ВТО была основана в январе 1995 года. Правительства стран 15 декабря 1993 года завершили переговоры по Уругвайскому Раунду и выразили свою политическую поддержку достигнутым результатам, подписав в апреле 1994 года на встрече в Марракеше (Марокко), Финальный Акт. Марракешская Декларация от 15 апреля 1994 года заявила, что “результаты Уругвайского Раунда укрепят мировую экономику и приведут к расширению торговли, инвестиций, занятости рабочей силы, росту доходов во всем мире”.

ВТО является реализацией результатов Уругвайского Раунда и приемником Общего Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ).

Отличия ВТО от ГАТТ в более широком охвате коммерческой деятельности и торговой политики, по которым применяются положения ВТО. ГАТТ занимался только вопросами торговли товарами, а ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и торговлю правами на интеллектуальную собственность.

ВТО расположена в Женеве и осуществляет следующие основные функции:

· Регулирование и реализация многосторонних и всесторонних соглашений, которые в совокупности образуют ВТО.

· Форум для многосторонних торговых переговоров

· Разрешение торговых споров.

· Наблюдение за национальными торговыми политиками и сотрудничество с другими международными учреждениями, вовлеченными в глобальную экономическую разработку политики.[3]

Со вступлением в силу Марракешской Декларации, ВТО была основана в качестве новой международной организации. Она способствует реализации Соглашений по Торговле товарами (ГАТТ 1994 и связанные с ним соглашения), Торговле услугами (ГАТС) и Торговле, связанной с правами на интеллектуальную собственность (ТРИПС), которые прилагаются к Соглашению ВТО. Более того, она осуществляет реализацию Договоренностей по урегулированию разногласий и Механизмом Обзора Торговой политики, которые также прилагаются к Соглашению. [4]

Финальный акт, воплощающий результаты Уругвайского раунда по Многосторонним торговым переговорам (Финальный Акт) включает Соглашение по созданию Всемирной Торговой Организации.

Четыре Приложения к Соглашению по созданию ВТО объединяют тексты с внесенными поправками - Общее Соглашение по Тарифам и Торговле, принятые в 1947 (ГАТТ 1947) и новые Соглашения, включая и Соглашения по торговле услугами и по защите прав на интеллектуальную собственность.[5]

Приложение 1 содержит:

· Приложение 1A. Общее Соглашение по торговле товарами.

· Приложение 1B. Общее Соглашение по торговле услугами (ГАТС).

· Приложение 1C. Соглашение по торговле и аспекты, связанные с правами на интеллектуальную собственность (TRIPs).

Приложение 2 содержит Договоренности по правилам и процедурам, контролирующим урегулирование разногласий

Приложение 3 содержит Механизм рассматривания торговой политики.

Приложение 4 содержит многосторонние торговые соглашения, подписанные не всеми Странами-членами ВТО, и “… не налагает какие либо обязательства или права Странам-членам, не принявшим эти соглашения”.[6] Четыре Соглашения, а именно:

· Соглашение о торговле гражданскими самолетами.

· Соглашение о государственных поставках.

· Международное соглашение по молочным продуктам,

· Соглашение по говяжьему мясу

Соглашения, приведенные в первых трех приложениях являются связывающими для всех стран-членов (Всесторонние торговые соглашения), тогда как соглашения в четвертом приложении связывают только страны-члены, которые приняли их (Многосторонние торговые соглашения)

Бывшие положения ГАТТ включены в Соглашение о торговле товарами ВТО (Приложение 1 А). Если говорить более подробно, то Приложение 1А содержит положения ГАТТ 1994 года (это означает положения ГАТТ 1947, измененные до Уругвайского раунда переговоров) включая специальные протоколы, решения и понимания. Кроме ГАТТ от 1994 года, следующие Соглашения включены в Приложение 1А Соглашения ВТО:

· Соглашение о технических барьерах в торговле.

· Соглашение о таможенной оценке (реализация Статьи VII ГАТТ от 1994 года).

· Соглашение о месте происхождения.

· Соглашение о процедурах лицензирования импорта.

· Соглашение о предотгрузочной инспекции.

· Соглашение о защитных мерах

· Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер.

· Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах.

· Соглашение об антидемпинговых и компенсационных пошлинах (реализация Статьи VI ГАТТ от 1994 года).

· Соглашение об инвестиционных мерах связанных с торговлей (TRIM’s).

· Соглашение о текстиле и одежде.

· Соглашение о сельском хозяйстве



[1] “ВТО, Торговля будущего” ВТО Секретариат, 1995

[2] “Торговля в будущее. Всемирная Торговая Организация”. Секретариат ВТО, 1999.

[3] Дж. Мирогианнис. : "ГАТТ. Уругвайский Раунд: Роль ЕС и Греции в переговорах ". Sideris Publications, Афины, 1994 год.

[4] Дж. Мирогианнис. "5 лет после Punta del Este. Новые переговоры в Уругвае ". "Сотрудничество Севера-Юга ", Афины, июль.1992 года.

[5] “ВТО. Руководство для новичков”. Eptalofos ed., 2000, Афины-Греция (Англ.).

[6] Окончательный акт, параграф 4.





http://www.fayzgo.uz