Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) - Транспортный информационно-логистический Портал

Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)

Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.

На долю услуг приходится более 70 процентов валового внутреннего продукта США и более 22 процентов мировой торговли. Обязательства, принятые в рамках ГАТС, являются настолько же ценными для фирм, работающих в сфере услуг, насколько тарифные схемы Всемирной торговой организации важны для компаний, занимающиеся торговлей товарами. Соглашение ГАТС вступило в силу с 1 января 1995 г.

Понятия «услуги» и способов поставки услуг

Ни Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), ни другие международные соглашения не дают определения понятия «услуга».

Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО, все услуги классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС:

• деловые услуги,

• услуги в области связи и аудиовизуальные услуги,

• строительные и связанные с ними инженерные услуги,

• дистрибьюторские услуги,

• услуги в области образования,

• услуги, связанные с защитой окружающей среды,

• финансовые услуги,

• услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

• туризм и услуги, связанные с путешествиями,

• услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)

• транспортные услуги,

• услуги прочие, не вошедшие в перечисленные,

Каждый сектор делится на подсектора. Под финансовыми услугами, согласно классификации секретариата ВТО, подразумеваются три группы операций: (а) страховые операции, (б) банковские и другие финансовые операции, за исключением страхования, (в) прочие услуги. При этом положения документов ВТО не распространяются на финансовые услуги, предоставляемые государственными учреждениями и центральными банками при проведении кредитно-денежной и валютно-курсовой политики.

Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.

Необходимо при этом иметь в виду, что Классификатор услуг не является неотъемлемой частью Соглашения ВТО и носит лишь справочный характер, устанавливая, что «услуга включает любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых во исполнение государственных полномочий».

ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами, при этом под поставкой услуги понимается производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги (ст. XXVIII, Ь).

1. с территории одной страны на территорию другой страны - т.н. «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени;

2. передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказывают услуги местные экскурсоводы, предприятия по организации досуга и проч. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3. учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»); при этом под «коммерческим присутствием» понимается любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства (ст. ХХУШ,(1). Например, компания "Макдоналдс" учреждает в Москве дочернюю компанию и открывает сеть своих ресторанов для обслуживания клиентов в России. В тех случаях, когда услуга поставляется не напрямую юридическим лицом, а через другие формы коммерческого присутствия, такие как филиал или представительство, поставщику услуги (т.е. юридическому лицу) через такое присутствие предоставляется режим, который действует в рамках ГАТС в отношении поставщиков услуг. Такой режим должен быть распространен на то присутствие, через которое услуга оказывается, но не требуется распространять его на какую-либо другую часть поставщика, находящуюся за пределами территории, на которой услуга поставляется (ст. ХХVШ, §);

4. оказание услуги поставщиком услуги одной страны через присутствие физических лиц этой страны на территории другой страны («перемещение физических лиц»); например, (например, хирург - иностранный гражданин приезжает в Россию для проведения операции российскому гражданину). При этом, поскольку под поставщиком услуги понимается любое лицо, которое предоставляет услуги (ст. XXVIII, §), то к таким физическим лицам относятся как лица, оказывающие услуги в качестве индивидуальных предпринимателей, так сотрудники компаний-поставщиков услуг (штатные и нештатные).

Структура соглашения

Соглашение ГАТС включает:

· Базовое соглашение, в котором изложены общие обязательства по торговле услугами, в значительной степени совпадающие с аналогичными положениями Общего соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), регулирующего вопросы торговли товарами. Положения о режиме наибольшего благоприятствования, доступе на рынки и национальном режиме отражают три наиболее важных принципа, входящих в общую структуру ГАТС.

· Дополнения по конкретным секторам услуг (передвижения физических лиц, воздушный транспорт, финансовые услуги, услуги в сфере морских перевозок, сфера телекоммуникации).

· Перечень специфических обязательств каждой из подписавших ГАТС сторон.

Общие обязательства подлежат принятию с некоторыми временными оговорками, тогда как специфические - являются предметом переговоров между странами, в том числе присоединяющихся к ВТО стран.

Все члены Всемирной торговой организаций являются сторонами, подписавшими базовое соглашение ГАТС. Тем не менее, хотя все подписавшие стороны теоретически приняли обязательство следовать изложенным в ГАТС принципам, касающимся национального режима, доступа на рынок и обеспечения режима наибольшего благоприятствования, каждая из стран-участниц во время Уругвайской раунда взяла на себя различные специфические обязательства в отношении различных секторов сферы услуг.

Специфические обязательства также устанавливают направление, по которому страны-члены ВТО будут в дальнейшем осуществлять либерализацию торговли услугами, в том числе финансовыми. Исходной точкой этого процесса является составление списков обязательств, облегчающих поставку иностранных услуг в конкретных секторах сферы услуг.

Режим наибольшего благоприятствования

Все страны гарантируют обеспечение режима наибольшего благоприятствования во всех секторах сферы услуг за исключением того или иного конкретного сектора данной сферы, указанного странами-участницами ГАТС. Гарантия обеспечения режима наибольшего благоприятствования означает, что страна будет обеспечивать для поставщика услуг, представляющего другую страну-участницу, такой режим, который не является менее благоприятным в сравнении с режимом, обеспечиваемым для поставщиков услуг из любой другой страны-участницы ГАТС.

Список освобождений от режима наибольшего благоприятствования

Освобождение от выполнения требования по обеспечению режима наибольшего благоприятствования оформляется в тех случаях, когда какая-либо страна открыто заявляет, что она не гарантирует обеспечения режима наибольшего благоприятствования в конкретном секторе сферы услуг для поставщиков услуг из других стран-членов Всемирной торговой организации. Обычно такие освобождения имеют место, когда каким-либо странам предоставляется право специального или привилегированного доступа в какой-либо сектор. Освобождения от выполнения требования по обеспечению режима наибольшего благоприятствования могут предоставляться только на десять лет, причем после пяти лет действия такого освобождения вопрос подлежит пересмотру. Освобождения от выполнения требования по обеспечению режима наибольшего благоприятствования оформляются отдельно от перечня обязательств стран-участниц ГАТС. Список соответствующих освобождений читается относительно легко. Страны-участницы включают в него следующие сведения: сектор; мера, не соответствующая режиму наибольшего благоприятствования; страна или страны, на которые распространяется действие данного освобождения; срок действия освобождения; причины освобождения.

Доступ на рынок и обеспечение национального режима

Страны-участницы ГАТС перечисляют ограничения по вопросам, связанным с доступом на рынки и обеспечением национального режима, в соответствующих «списках обязательств». При указании страной какого-либо сектора в своем перечне обязательств в принятии конкретного обязательства, включенного в перечень, данная страна выражает свое согласие на то, чтобы разрешить иностранным поставщикам доступ на свой рынок для предоставления услуг, а также на то, чтобы обеспечить для иностранных поставщиков такие же условия, какие обеспечиваются для внутренних поставщиков (национальный режим).

Принимая обязательство по обеспечению режима наибольшего благоприятствования, национального режима или доступа на рынок в каком-либо конкретном секторе, страна-участница выражает свое согласие придерживаться принципов, определенных ГАТС, с учетом ограничений, перечисленных в соответствующем списке обязательств. Принятие обязательства также означает, что страна выражает свое согласие с тем, чтобы не вводить более ограничительных мер в каком-либо конкретном секторе (подобно тому, как тарифные схемы являются обязательствами не поднимать тарифы выше предусмотренного данными схемами уровня). Вопросы, связанные с любыми нарушениями принятых страной обязательств, включая гарантии, касающиеся обеспечения режима наибольшего благоприятствования, доступа на рынок и национального режима, регулируются с помощью предусмотренного Всемирной торговой организацией механизма разрешения разногласий. Стране-нарушительнице может быть предъявлено требование по выплате компенсации, если комиссия по разрешению разногласий придет к выводу о том, что данная страна не выполнила свои обязательства.

Другие обязательства ГАТС

Общим обязательством является также гласность (прозрачность или транспарентность) регулирования торговли (статья III): публикация международных соглашений, национальных законов, правил и административных распоряжений, затрагивающих поставку услуг. Статья VIII содержит обязательство обеспечить, чтобы монопольные поставщики и поставщики услуг с исключительными правами на территории страны-члена ВТО не злоупотребляли своим положением на внутреннем рынке, нарушая РНБ и специфические обязательства страны по либерализации торговли услугами.

Наконец, статья XIV содержит перечень прав стран-членов ВТО на т.н. общие исключения (ограничения торговли); для поддержания общественного порядка, защиты общественной морали, безопасности жизни и здоровья людей, животных, растений, предотвращения недобросовестной коммерческой практики и др.

Начальный график по услугам.

Подготовка начального предложения по услугам является одним из основных этапов переговорного процесса по вступлению в ВТО.

При этом, определение мер, считающихся несоответствующими Статьям XVI и XVII ГАТС, является одной из первоочередных задач. Необходимо учитывать, что:

· Вступающая страна не обязана немедленно изменять все несоответствующие меры в качестве предварительного условия вступления. ВТО не ожидает полной и немедленной либерализации всех секторов услуг.

· Несоответствующие меры должны быть внесены в График по услугам, в качестве четкого и точного описания имеющихся ограничений или дискриминации иностранных поставщиков услуг. Описание действительной ситуации послужит основой для связывания обязательств после переговоров. Иными словами вступающая в ВТО страна будет обязана в первую очередь соблюдать стэндстил.

· Данные меры, конечно, подлежат обсуждению на переговорах со странами-членами ВТО до вступления. Целью данных переговоров является устранение нереалистичных ограничений или, иными словами, необоснованных ограничений, или ограничений, не отражающих реальную ситуацию, если, к примеру, они представлены искусственно с целью улучшения позиции страны на переговорах. Страны-члены ВТО также могут запросить принятия обязательств по некоторым секторам или суб-секторам услуг, если они полагают это обоснованным экономическими условиями страны. Они также могут принять к вниманию обязательства принятые странами с похожими экономическими условиями.

· После принятия, данные ограничения или дискриминация иностранных поставщиков услуг будет подлежать дальнейшей либерализации в ходе будущих переговоров среди членов ВТО.

· Страна оставляет за собой право не принимать никаких обязательств по некоторым секторам или суб-секторам или по некоторым способам предоставления (способы 1, 2, 3 и 4), но страны-члены ВТО могут запросить пояснения или обоснования в ходе двусторонних и многосторонних заседаний.

Точное уведомление о данных мерах в интересах страны, в противном случае не будет иметься возможности принимать и применять их в будущем, если они не включены в согласованный График по услугам, который послужит одним из Приложений к Протоколу о Вступлении.

2.2. Меры, подлежащие внесению в график

Ограничительные меры могут быть подразделены на меры, которые представляют – или не представляют – ограничений рыночного доступа или национального режима в соответствии с ГАТС. В действительности, не все виды мер или ограничений, имеющие отношение к торговле услугами, должны в обязательном порядке вноситься в график. Имеются некоторые меры или ограничения, которые подлежат Общим Обязательствам ГАТС. Ряд других ограничений рассматриваются как исключения из Соглашения. Все данные меры не подлежат внесению в График и они описываются в Статьях XI (Платежи и переводы), XII (Ограничения, вводимые для обеспечения баланса платежей) и XIV (Общие исключения) Соглашения ГАТС, а также в параграфе 2(a) Приложения к ГАТС по финансовым услугам, касательно защитных мер.

Следующие ограничения должны быть включены в начальный график на сегодняшней стадии:

· Ограничения рыночного доступа, как приведено в Статье XVI, и

· Ограничения национального режима, как приведено в Статье XVI ГАТС.

В данных, представленных в графике, должна вкратце описываться каждая мера с указанием элементов, которые приводят к ее несоответствию со статьями XVI и XVII ГАТС.

Также имеются ограничения, подпадающие под Статью XVIII, которые должны быть подготовлены на более поздней стадии, после завершения первой категории ограничений по рыночному доступу и национальному режиму. Мы полагаем, что на данной стадии нецелесообразно затрачивать время на подобные ограничения.

Также необходимо упомянуть, что так называемые исключения из РНБ должны быть представлены в отдельном списке. Мы не рассматривали данный вопрос на данной встрече, так как в действительности, он относиться к ограниченному количеству секторов, таких как Транспортные услуги или Аудиовизуальные услуги. Мы считаем более приемлемым обсуждение данного вопроса в ходе ограниченных заседаний по конкретным секторальным вопросам, если это необходимо.

Ограничения рыночного доступа

Имеется только шесть типов мер, рассматриваемых в качестве ограничений рыночного доступа. Данные меры полностью приведены в Статье XVI ГАТС. Приведенные меры представляют четыре типа количественных ограничений (подпараграфы (a)‑(d) Статьи XVI), а также ограничения формы юридического лица (подпараграфы (e)) и участия иностранного капитала (подпараграфы (f)).

Данные меры приведены ниже:

(a) Ограничения количества поставщиков услуг в форме количественных квот, монополий, эксклюзивных поставщиков услуг, или требования оценки экономических потребностей;

(b) Ограничения общей суммы сделок или активов в форме количественных квот или требования оценки экономических потребностей;

(c) Ограничение общего количества поставщиков услуг либо объема предоставляемых услуг, выраженное в форме обозначаемых количественных единиц в форме квот, или требования оценки экономических потребностей;

(d) Ограничение общего количества физических лиц, которые могут быть приняты на работу в рассматриваемом секторе услуг, или которые могут быть принятыми на работу поставщиком услуг, и которые могут быть востребованы или иметь непосредственное отношение к предоставлению рассматриваемой услуги в форме количественных квот, или требования оценки экономических потребностей;

(e) Ограничения или требования касательно отдельных видов юридических лиц или совместных предприятий, посредством которых поставщик услуг может предоставлять услуги, и;

(f) Ограничения на участие иностранного капитала в форме максимальной процентной доли иностранцев или общей стоимости индивидуальных или совокупных иностранных инвестиций.

Только эти шесть типов мер должны быть представлены в колонке Ограничений рыночного доступа Начального графика обязательств по каждому из четырех способов предоставления.

Примеры ограничений рыночного доступа, приведенных из графиков специальных обязательств различных членов ВТО, представлены в Отчете о первой миссии. Мы рекомендуем подробно изучить данные меры, так как мы полагаем, что окончательные ограничения, которые будут включаться в график, должны в большей или меньшей степени соответствовать данным примерам ограничений.

Ограничения национального режима

Ограничения национального режима возникают когда страна предоставляет менее благоприятные конкурентные условия поставщикам услуг другой страны, чем те условия, которые предоставляются собственным поставщикам услуг в рассматриваемом секторе или способе предоставления. Требования местопребывания, дискриминационные субсидии, ограничения на приобретение, снятие или использование недвижимости, являются примерами ограничений национального режима.

Необходимо вносить в график только дискриминационные меры (т.е. меры, которые изменяют условия конкуренции в пользу поставщиков услуг национального происхождения)

Полезно помнить, что в отличие от Статьи XVI, в Статье XVII не содержится полного списка типов мер, которые бы являлись ограничениями национального режима. Учитывая данное обстоятельство, Секретариат ВТО создал список примеров наиболее часто встречающихся типов ограничений национального режима, которые имеются в Графиках специальных обязательств различных членов ВТО[1].

Требования лицензирования

Вносятся в график только дискриминационные меры (т.е. меры, которые приводят к изменению условий конкуренции в пользу поставщиков услуг национального происхождения). К примеру, требования лицензирования или квалификации, требования регистрации и одобрения, будут являться ограничениями национального режима, которые подлежат внесению в график, только в тех случаях где они приводят к дискриминации в пользу услуг или поставщиков услуг национального происхождения. Если дискриминации нет, те же самые виды требований не будут являться мерами, которые подлежат внесению в график в соответствии со Статьей XVII.

Процедуры одобрения или требования лицензирования и квалификации, такие как финансовое состояние или членство в профессиональной организации, часто являются условиями получения лицензии. Полезно помнить, что:

· Если требования являются не дискриминационными по своей природе, и, следовательно, применяются в равной степени по отношению к местным и иностранцам, они не должны вноситься в график в соответствии со Статьей XVII в качестве ограничения национального режима.

· Также они не должны вноситься в график в соответствии со Статьей XVI, если в них не содержится никаких ограничений, приведенных в Статье XVI.

· Однако, если данные процедуры одобрения или требования лицензирования или квалификации дискриминационные, они должны быть внесены в график в качестве ограничений национального режима.

· Если процедуры одобрения или требования лицензирования и квалификации содержат какие-либо ограничения, приведенные в Статье XVI, то они должны быть внесены в График в качестве о граничений рыночного доступа.

Уровень обязательств

Имеются три возможности:

· Полное принятие обязательств по либерализации: В данном случае страна должна указать в соответствующей графе: NONE. Тем не менее, любые соответствующие ограничения, приведенные в горизонтальном разделе графика, все равно применяются.

· Отсутствие обязательств: Это означает, что страна, предпочитает оставить за собой свободу действий в рассматриваемом секторе и способе предоставления в целях введения и поддержания мер, несоответствующих требованиям рыночного доступа и национального режима. В данной ситуации, член должен внести в соответствующую колонку слово: UNBOUND.

· Обязательства с ограничениями: Означает, что страна приняла на себя обязательство по либерализации, но применяет некоторые ограничительные меры. Страна в данном случае должна описать в соответствующей колонке применяемые меры: которые не соответствуют Статьям XVI или XVII. В информации должна кратко описываться каждая мера, с указанием на элементы, по причине которых мера не соответствует Статьям XVI или XVII. Было бы неправильным просто внести в колонку слова, такие как «связано», «заморожено», или «стэндстил».



[1] Список примеров представлен в Приложении 1 Документа ВТО S/CSC/W/30.





http://www.fayzgo.uz