Интермодальный центр в Навои. - Транспортный информационно-логистический Портал

Интермодальный центр в Навои.

«Каждый из нас должен отдавать себе отчет в том, что Узбекистан сегодня — это составная часть мирового пространства и глобального финансово-экономического рынка. Наглядным свидетельством этому являются все возрастающие наши связи с внешним миром, реализация с помощью ведущих развитых стран программ по развитию, модернизации, техническому и технологическому переоснащению отраслей экономики, интеграция Узбекистана в международную сферу торговли, рост импорта и экспорта продукции и товаров».

В этом плане особое значение имеют сущность и содержание Указа Президента нашей страны от 2 декабря 2008 года «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области». При принятии данного решения немаловажную роль сыграл фактор выгодного расположения Республики Узбекистан на пересечении торговых маршрутов между крупными региональными рынками стран Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и СНГ.

СИЭЗ «Навои» — это важный созидательный и широкомасштабный шаг, который сделан очень своевременно и с думой о будущих поколениях. Ведь СИЭЗ — это создание благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций, прежде всего прямых, для организации современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам и востребованной на мировых рынках, а также развития промышленного потенциала, производственной, транспортно-транзитной и социальной инфраструктуры в Навоийской области.

В СЧИТАННЫЕ ЧАСЫ — НА ЛЮБОЙ КОНТИНЕНТ

Свободная индустриально-экономическая зона очень быстро и непосредственно свяжет не только Центральную Азию и Ближний Восток, но и все страны континента. Связывая их, она гарантирует быстрее, лучше осуществлять перевозку транзитных и терминальных грузов без ущерба качеству продукции, в отличие от кораблей, которые месяцами плавают в океанах и морях, и тяжелых поездов, которые неделями идут по железным дорогам. Ведь СИЭЗ и Международный интермодальный центр логистики, созданный на базе аэропорта города Навои, располагают современными воздушными лайнерами, которые за какие-то 5-6 часов могут достичь любого континента.

Здесь вполне естественен вопрос: почему для свободной индустриально-экономической зоны выбрана именно молодая Навоийская область? Разве не было в нашем регионе другого подходящего места для центра логистики, то есть для принятия и отправки межгосударственных грузов? Да, так оно и есть! Именно на территории этой области имеются почти все 117 элементов таблицы Менделеева. Здесь функционирует более 20 крупных предприятий горнодобывающей, химической, электрохимической, урановой, мраморной, энергетической, цементной промышленности. На них трудятся более 100 тысяч представителей различных национальностей. Кроме того, в этой области, в пустыне Кызылкум имеются полезные ископаемые, которые имеют важное значение для экономики независимого Узбекистана.

Если учесть такие отрасли аграрного сектора области, как хлопководство, шелководство, зерноводство, каракулеводство, то мы убедимся, что Навоийской области нужны как воздух международный аэропорт, логистический центр. Теперь отсюда можно в назначенный срок на современных воздушных лайнерах доставить в любое место, на любую биржу планеты любой груз, независимо от того, золото это или серебро, коконы или хлопок. А ведь до настоящего времени мы, осуществляя перевозку продукции поездами или танкерами в океанах, проигрывали в качестве и объеме продукции. Потому что дилеры, эксперты международных бирж, мировых рынков — не простаки. Они назначают цену, учитывая вид и качество продукции, спрос на нее.

Не менее важная причина того, что логистический центр, свободная экономическая зона созданы в Навои, точнее в Кармане, еще и в том, что Великий шелковый путь, протянувшийся от Востока до Запада, проходил именно здесь, через центр древнего памятника Работи Малик. В древности здесь существовало три самых крупных мировых рынка. Это ясно видно на примере караванных рынков в Кармане, Гиждуване и Хазаре. На эти рынки, которые работали по пятницам, субботам и воскресным дням, прибывали люди из различных регионов на более чем 40 караванах. Торговый люд реализовывал здесь шелковые ткани, золотые и серебряные монеты, редкие ценности, даже сабли и копья, другое оружие. Для того чтобы торговый люд, прибывший на караванах, мог после торговли хорошо отдохнуть, был построен караван-сарай на 140 мест в Работи Малике, которым славилась Кармана. Также была построена здесь сардоба, то есть каменный пруд, из которого сразу можно было набрать прохладной воды в 80 бурдюков.

Оба исторических памятника прошлого находятся близко к логистическому центру, почти касаются международного аэропорта. Теперь речь идет о реконструкции их в соответствии с требованиями времени, о восстановлении их подлинного облика. Это, можно сказать, новое рождение Великого шелкового пути, по которому в течение веков проходили прославленные караваны, тысячи лошадей и верблюдов. В связи с этим необходимо отметить настойчивость, инициативность Президента нашей страны. В каждый свой приезд в Навои руководитель нашей страны ведет речь сначала об истории Карманы, о ее древнем прошлом, священных памятниках. Учитывая все это, Президент нашей страны восстановил историческое название Карманы, которое почти было забыто, а также древние мировые рынки, незаслуженно забытые.

Сегодня в Кармане идет большая созидательная работа. Видя все это, душа радуется. Гордясь нашей независимостью, хочется снова и снова обращаться с благодарностью к мужественному и смелому руководителю нашей страны. Великий шелковый путь Карманы, являющейся свидетелем многих столетий, снова в действии. Сегодня эта работа осуществляется не на верблюдах, а на могучих воздушных лайнерах, «Боингах». Если в прошлом верблюды с колокольчиками зимой и летом три — четыре месяца шли по пескам, то теперь современные самолеты вас с грузом быстро доставят на биржи «Сеул», «Мумбай», «Пхеньян», «Лондон», «Токио», «Рим», «Вашингтон». Теперь речь идет не о шелковых тканях, строительных материалах для градостроительства, доставлявшихся раньше караванами, культурных ценностях, различных обычаях и традициях, а о межгосударственных отношениях, дружеских связях. Навоийская свободная индустриально-экономическая зона доставляет в Узбекистан передовые технологии, прошедшие испытания, достигшие совершенства в процессе модернизации, изобретения, соответствующие мировым стандартам. Вместе с тем эта индустриальная зона является социально-экономической программой развития, служит самообеспечению, поиску новых крупных инвесторов и внесению инвестиций.

Очень хорошо известно из опыта передовых, самых развитых стран мира, что любое государство и народ достигали прогресса только в том случае, когда находили целевые инвестиции, могущественных инвесторов. Как отмечают ученые-экономисты, исследователи-эксперты, в тех странах и регионах, где не увеличивается число свободных экономических зон, свободных финансовых зон, там не наблюдается развитие. Наоборот, появляется финансовый кризис. В данное время, когда по всему миру наблюдаются экономический кризис, финансовая нестабильность, почти каждому государству необходима свободная финансовая экономическая зона.

ОПЕРАТИВНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ

Здесь уместно впомнить, что как-то в Учкудукском районе Навоийской области было начато строительство международного аэропорта. Однако сложности с Приаральем в регионе, экологический кризис, определенная уда¬ленность от центра способствовали тому, что строительство не состоялось. Впоследствии благодаря близости к гигантским промышленным предприятиям, передовым производственным процессам это строительство было перенесено в Карману, что неподалеку от Навои.

Характерно то, что для удобства вылетов и прилетов и для соответствия международным требованиям, межгосударственным критериям был выбран Навоийский аэропорт. Областной аэропорт, считавшийся относительно маленьким, за последние два года был полностью заново реконструирован и модернизирован. На основе зарубежного передового опыта здесь была построена взлетная полоса протяженностью более 4 километров для самых крупных воздушных лайнеров. При этом было учтено, что в будущем здесь должны безопасно садиться и вылетать такие крупные транспортные самолеты, как ИЛ-76, «Руслан», «Боинг».

В данное время ведется работа, чтобы довести эту взлетную полосу до 6 километров и сделать ее такой же прочной, как в самых развитых странах. Называя этот аэропорт Интермодальным центром логистики межконтинентального движения, мы должны отметить, что он ни в чем не уступает аэропортам самых развитых стран. Причина того, что мы называем его центром логистики, в том, что здесь международные транзитные грузы очень быстро выгружаются, распределяются и оперативно доставляются владельцам. Также здесь по некоторым причинам осуществляются гарантированное хранение международных грузов на специальных складах, размещение в контейнерах без ущерба качеству и объему транзитных грузов, а также упаковка грузов в соответствии с международными стандартами.

Самое важное то, что в СИЭЗ решается вопрос о вступлении грузов государственного значения в глобальную грузовую систему. Речь идет о тех грузах, которые необходимо отправить на другие континенты, то есть из Азии в Европу, из Европы в Азию, а в будущем в Африку, Америку и даже на Зеленый континент — Австралию.

У этого международного аэропорта, вобравшего в себя логистическую услугу, отвечающую мировым стандартам, есть еще одна замечательная сторона: он отдан в управление сроком на 30 лет международному оператору — крупнейшей в мире авиакомпании «Korean Air» как главному учредителю. «Korean Air» здесь же проводит современный технический осмотр самых крупных воздушных лайнеров, осуществляющих межгосударственные полеты, и здесь же обеспечивает их необходимым топливом. Причем это позволяет не только использовать данный аэропорт в качестве трансконтинентального транспортно-экспедиционного узла, соединяющего Юго-Восточную Азию с Европой, но и содействовать созданию высокотехничных производств в Навоийской области и соседних регионах.

Следует особо подчеркнуть, что данная свободная индустриально-экономическая зона является единственной не только в Центральной Азии, но и в СНГ в целом. Образно говоря, СИЭЗ «Навои» можно назвать удобным воздушным мостом не только между корейским и узбекским народами, но и мостом помощи между континентами под звездным небом, который по праву можно сравнить с древним «млечным путем».

Благодаря бескорыстной инвестиции, внесенной международным оператором, международным инвестором, аэропорт заново ожил. Интерес к этому центру логистики, расположенному в нашем регионе, к СИЭЗ растет день ото дня.

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ, КАК БРАТЬЯ

Большой интерес иностранцев объясняется и тем, что здесь осуществлена работа на 250 млн. долларов США, реализованы 20 больших и малых проектов. В связи с достаточностью средств за короткий срок здесь построены великолепная гостиница на 140 мест, созданы условия для отдыха международных пилотов. Отрадно отметить, что с учетом международного аэропорта и свободной экономической зоны проложены автомобильные и современные железные дороги. А на сквере в 120 гектаров, строящемся в виде агрогородка, ведется широкомасштабная созидательная работа. Если мы учтем, что здесь будут работать более 30 тысяч человек — в основном местные юноши и девушки, то убедимся в том, насколько велико значение логистического центра в вопросах занятости населения. Ведь здесь строится около 10 заводов и фабрик по производству электротехнических средств, мобильных телефонов, газосчетчиков, полиэтиленовой тары, полипропиленовых труб разного диаметра и объема, запчастей для легковых автомобилей!

Предусмотрено, что эти предприятия до 2012 года будут полностью введены в эксплуатацию. Поэтому на СИЭЗ, являющейся международным строительным участком, плечом к плечу, как братья, эффективно работают не только корейские специалисты, но и многочисленный отряд строителей Узбекистана. Завершение строительства специальных сооружений и складов, необходимых зданий уже не за горами, так как стройматериалов достаточно, а энергии и трудолюбия рабочим не занимать. До основной стройплощадки ведет асфальтированная дорога, по обеим сторонам которой установлены электроосветители, посажены розы, ели.

В Работи Малике уже построено центральное административное здание СИЭЗ, а напротив него — здание отделений Внешнеэкономического национального банка Узбекистана и Южной Кореи. В этой зоне, где трудятся более 1 500 строителей, работает 92 различные машины, площадь в 9,6 километра окружена высокой стеной, уложена железная дорога протяженностью 4,7 километра. Также для удобства рабочих протянуты 6,3 километра газопровода, 2,5 километра водопроводных труб.

— Эта международная ударная стройка стала полем мужества. Здесь наряду с представителями Ташкентской, Навоийской, Кашкадарьинской, Самаркандской областей по массовой мобилизации трудимся и мы, бухарские строители, — говорит управляющий делами строительного треста «Бухорогазсаноат» Турапжон Бафаев. — В специальных полевых вагончиках размещены 320 наших рабочих. Им созданы все необходимые условия, они обеспечены спецодеждой, поэтому каждый день перевыполняют дневную норму работы в 1,5-2 раза. Наряду с месячным окладом нашим рабочим выдаются премии.

— Я свою судьбу связал с этой экономической зоной, — говорит навоийский строитель Латифжон Ярматов. — После исполнения воинской обязанности в Каракалпакстане, недолго думая, приехал в СИЭЗ. Работаю здесь сварщиком, а также занимаюсь своим любимым делом, работая электриком. После завершения строительства заводов и фабрик сюда приедет и моя жена, ведь здесь для нас, строителей, строятся уютные дома.

Такие же теплые слова мы выслушали от Шамиля Элиева, Айбека Исматова, Джамшида Бокаева, также добросовестно работающих на этом интернациональном строительстве. Правду говорят, что хорошее дело никогда не поздно сделать.

«БУДУЩЕЕ СИЭЗ ИМЕЕТ МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Вчера здесь были пески, пустыня. А сегодня в Работи Малике творятся чудеса. В марте 2009 года в Сеуле состоялось совещание по оказанию инвестиционной помощи Узбекистану. На этом форуме с деловыми людьми из Южной Кореи было заключено 35 договоров по осуществлению созидательных проектов.

Здесь особо необходимо указать на то, что по инициативе Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» у Южной Кореи на лизинговой основе были приобретены два транспортных самолета марки «А 300-600 Г», предназначенные для перевозки тяжелых грузов. Каждый из этих самолетов может поднять до 40 тонн транзитных грузов и без остановки пролететь до 7 000 километров.

— Будущее этой свободной индустриально-экономической зоны имеет мировое значение, — говорит директор Навоийского международного аэропорта Нох Мунг Чул. — В прошлом году делегация Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан в рамках совместного регионального форума Международной организации сотрудничества (МОС) совместно с европейской экономической комиссией ООН и Международным автотранспортным союзом, а также с участием нашего Посольства в Иране провела презентацию СИЭЗ. В этом мероприятии приняли участие Международная федерация экспедиторских объединений государств — членов МОС, Международная дорожная федерация, БИК ООН и его железнодорожный проект Транс-Европа, Международный комитет железнодорожного транспорта, представители АТХИ, а также ответственные работники посольств Болгарии и Украины.

В ходе презентации его участники дали исчерпывающую информацию о возможностях международного центра логистики в аэропорту города Навои, об установлении в зоне особого режима таможни, валюты и налогов. Выступившие на презентации всесторонне признали большие транспортные и коммуникационные возможности Узбекистана.

Недавно в этой зоне состоялся еще один форум на высоком уровне, который служит практическим граням сотрудничества и дружбы Узбекистана и Южной Кореи. На этот форум, имеющий межгосударственное значение, прибыла делегация в составе около 100 корейских деловых людей. Заслуживает внимание то, что среди гостей наряду с исполнительными директорами крупных корейских компаний были председатель системы развития малого и среднего бизнеса Республики Корея Ким Ги Мун, лидер компании «Хана» ассоциации рабочих женщин Республики Корея госпожа Хи Жонг. На мероприятии, состоявшемся в логистическом центре, выступили оба зарубежных предпринимателя. Они дали высокую оценку большой созидательной работе, осуществляемой в Навои.

— Я из Кореи, но бесконечно горжусь тем, что живу на этой земле, — говорит менеджер международного аэропорта Геннадий Ким. — Отрадно отметить то, что в данное время из свободной экономической зоны наряду с пассажирами доставляются транзитные грузы не только в Южную Корею, но и в Москву, Дели, Бангкок, Милан, Брюссель, Дубай и другие зарубежные города. Начиная с нового года планируем международные полеты в города Стамбул, Вашингтон, Пекин, Алматы, Минск. С декабря прошлого года начата отправка транзитных грузов в международный аэропорт Домодедово в Москве. Словом, будущее аэропорта блестящее. В скором времени в этот международный аэропорт Узбекистана, отвечающий всем международным стандартам, будут прилетать тяжелые транспортные самолеты из Афганистана, Пакистана, Австралии, Италии, Японии, Великобритании. Желая образцовых и безопасных полетов, мы будем оказывать им современные логистические услуги...

Словом, в молодой области, носящей имя великого поэта, в древней Кармане, на основе широких возможностей успешно действует свободная индустриально-экономическая зона. На сегодняшний день почти 10 000 тонн народнохозяйственных грузов доставлены соответственно адресам. Это говорит о том, что независимому Узбекистану широко открывают двери все страны мира.

Еще одно важное событие — это то, что в СИЭЗ введен в эксплуатацию грузовой терминал Международного интермодального центра логистики «Навои». Этот грузовой терминал рассчитан на то, чтобы каждые 24 часа около 300 тонн транзитных грузов отправлять на другие континенты без нанесения ущерба качеству и объему грузов. Грузовой терминал, оборудованный в соответствии с современными требованиями, имеет крупные склады с микроклиматом, весы грузоподъемностью 5 тонн, специальную лабораторию, гарантирующую качество любой продукции, тару различного объема и емкости. Благодаря независимости теперь наши воздушные корабли возят дорогие, как золото и серебро, коконы и хлопок, то есть международные транзитные грузы.

2010 год, вошедший в историю Узбекистана как Год гармонично развитого поколения, СИЭЗ и Международный интермодальный центр логистики, как и все навоийцы, завершили с большими успехами, проведя большую созидательную работу. До конца прошлого года осуществлены еще десятки проектов.

В этом году будет отмечаться славное двадцатилетие нашей независимости. Еще больше расширятся наши планы. В свободную индустриально-экономическую зону прибудут десятки, сотни зарубежных гостей, крупные инвесторы, деловые люди. Мы всегда готовы встретить их с распростертыми объятиями.

Музаффар ШАРАПОВ,

корр. «Узбекистон овози».

Санжар ОСТАНОВ. г. Навои





http://www.fayzgo.uz