«Складская логистика на аутсорсинге»: еще мечта или уже реальность? - Транспортный информационно-логистический Портал

«Складская логистика на аутсорсинге»: еще мечта или уже реальность?

Термина «складская логистика на аутсорсинге» еще нет. Казалось бы, рынок был морально готов к нему еще в 2016 году и точно будет приветствовать его в 2017 году. Но, с одной стороны, многие по традиции считают склад профильной ценностнообразующей функцией любого крупного торгового предприятия. С другой стороны, далеко не все еще верят в то, что в текущих реалиях логистический оператор может быть клиентоориентированным и двигаться в ногу со своими клиентами.

О чем говорят аналитики.

По данным исследовательского агентства M.A. Research, около 60, а по данным департамента консалтинга РБК (РБК Research) — около 80 российских и около 40 западных компаний, работающих в России, можно отнести к группе 3PL-операторов — т.е. компаний, которые не только оказывают традиционные услуги транспортировки грузов и управления складскими помещениями, но и занимаются нестандартными сервисами — складированием, перегрузкой, обработкой грузов и другими дополнительными услугами со значительной добавленной стоимостью, а также привлечением субподрядчиков.

100–120 3PL-операторов для всего рынка России — это, прямо скажем, не очень много. Это подтверждают экономические показатели — совокупная валовая выручка логистических операторов в России оценивается в 6,6 млрд долл., т.е. 8,1% рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ), лидируют среди них компании, задействованные в нефтегазовом и энергетическом секторах экономики, работающие на рынке экспресс-доставки и оказывающие комплексные услуги розничным сетям (в Евросоюзе, по данным РБК Research, на 3PL-услуги приходится 19% всего оборота рынка ТЛУ). На весь логистический аутсорсинг, включая 2PL-услуги (только традиционные услуги грузоперевозок и управления складами) по данным РБК Research в России приходится только 39% объема рынка ТЛУ, в то время как в США — 81%, в среднем по Европе — 65%, в Китае — 49%.

При этом, по данным M.A. Research за 2015 г., вследствие низкой динамики мировой торговли темпы роста мирового рынка ТЛУ замедляются, а на российском рынке наблюдаются сокращение спроса на транспортные услуги, отрицательная динамика грузоперевозок и минимальный рост грузооборота. RBC Research считает, что в 2017 г., как и в предыдущие два года, темпы роста российского рынка ТЛУ снизятся на 1,5-2% в год, и относительно более высокие темпы роста ожидаются только в сегменте комплексных услуг — так что безоблачные дни для логистических операторов настанут не скоро.

О чем говорят провайдеры услуг и их клиенты.

Не слишком высокие показатели российского рынка 2PL- и особенно 3PL-услуг заставляют задуматься о том, почему даже крупные игроки российского рынка пока не готовы концентрировать свои усилия и капиталы на основной профильной деятельности и отдавать непрофильные функции на аутсорсинг? Ведь существует масса причин покупать логистические услуги в аутсорсинг — это позволяет бизнесу более эффективно использовать собственные человеческие и финансовые ресурсы, избавившись от затрат на закупку и содержание транспортного парка, аренду и содержание складских помещений, управление складом и других издержек. Кроме того, в силу сезонных колебаний рынка неминуемы периоды простоев и перегрузок транспортных мощностей и складских ресурсов

Однако, многие источники указывают на минусы взаимодействия клиентов с логистическими провайдерами. Часто говорят о желании российских менеджеров полностью контролировать все бизнес-процессы, в том числе, и отданные на аутсорсинг, о неумении доверять партнерам, о нежелании попадать от них в зависимость и о страхе — иногда «паническом» — утечки конфиденциальной информации. «Каждая компания сама выбирает модель построения тех или иных операций. Аутсорс или инхаус – подобные решения принимаются внутри компании, исходя из того, какие ключевые компетенции, операции она считает для себя критически важными, а какие - нет. Это зависит от зрелости компании, ее культуры, и, уже во вторую очередь, от зрелости рынка и предложений на нем» - отмечает председатель совета директоров логистической семьи Nawinia Рустам Юлдашев.

Это подтверждают и сами клиенты — так, руководитель департамента логистики компании Tetra Pak в России Денис Мальчиков говорит: «Складская логистика — такая вещь, в которой рисковать нельзя, надо все предварительно взвесить и просчитать. Мы проговариваем с партнером каждый нюанс вплоть до места хранения, способов хранения, способов обмена данными, количества транспортных единиц, площадей, которые будут использованы для услуг хранения... До начала сотрудничества нужно предусмотреть любые возможные риски, все детали, прежде чем идти на подписание договора и отдавать на аутсорсинг всю свою складскую логистику».

С другой стороны, существуют многочисленные нарекания на уровень клиентоориентированности логистических операторов. Директор по логистике компании «Мистраль алко» Дмитрий Андрианов говорит: «Аутсорсинговые компании не готовы к достраиванию процессов, к оперативным изменениям. Если у нас взлетают объемы и нам необходимо увеличить количество комплектовщиков в два раза, мы сделаем это оперативно за неделю, а у аутсорсинговых компаний на это уйдет два-три месяца... Аутсорсинговой компании достаточно сложно быть клиентоориентированной настолько, чтобы мы доверили ей успех нашего бизнеса. От качества работы нашего склада напрямую зависит объем продаж. Однажды нам вернули всю поставку из-за того, что не сканировалась одна бутылка. Именно поэтому мы рассматриваем складскую логистику как одну из наших профильных функций, с которой успешно справляемся. Так, на текущий момент у нас один из лучших результатов отрасли по возврату, он составляет 2% от общего количества поставок и 0,05% в единицах продукции от общего объема поставок. А в 2017 году мы поставили перед собой цель довести этот показатель до 1%. Справился бы с этой задачей логистический оператор? Честно, я не хочу рисковать и проверять».

По словам Дениса Мальчикова, у многих логистических провайдеров остался менталитет с советского прошлого — не они работают для клиентов, а клиенты для них. «Когда в южных регионах начинается сельскохозяйственный сезон, в Москве никогда не найдешь грузовик, потому что все уехали на юг, — говорит директор по логистике Tetra Pak. — А в конце года из-за срочных перевозок они всегда поднимают цены — несмотря ни на какие контрактные обязательства... Из таких вещей и складывается стереотип нашего современного логистического оператора, который абсолютно не клиентоориентирован».

Положа руку на сердце, именно клиент, руководствуясь собственным планом продаж, должен быть в состоянии предсказать реальный объем потока товаров на склад. Но обычно прогнозы получаются существенно завышенными — за исключением экстремальных скачков в сезонный период, которые всегда оказываются непредвиденными, как российские снегопады. Рустам Юлдашев имеет на этот счет такое мнение: «Рынок логистических операторов предлагает разный уровень сервиса. Нет никаких исследований, посвящённых уровню сервиса, поэтому каждый оперирует только своим практическим опытом. Конкурентная среда в каждом регионе России тоже отличается, поэтому там, где она выше, больше качественных игроков. Если опираться на статистику аренды складских площадей, можно увидеть, как доля логистических операторов уменьшается, и этот факт не в их пользу».

Что год грядущий нам готовит.

Какими будут дальнейшие действия российских складских и логистических операторов? Приблизят ли они приход «складской логистики на аутсорсинге» на наш рынок? M.A. Research считает, что в условиях рецессии логистическим операторам придется гораздо больше идти навстречу клиентам — включая физическое уменьшение заказа до одной поставки, перевозки с маршрутизацией и т.п. При этом провайдеры будут стараться расширять круг клиентов, углублять партнерские отношения, предлагать дополнительные услуги, консолидировать сервисы, повышать технологичность и комплексность предоставляемых услуг. Вероятно, это следует понимать, как перспективу развития существующих 3PL-операторов в сторону 4PL — организации всей логистической цепочки предприятий-клиентов, и даже, может быть, 5PL(организации «виртуальной» логистики за счет использования глобального информационно-технологического пространства). При этом логистическим провайдерам придется привыкать к режиму жесткой экономии без потери качества, оптимизировать затраты, сокращать транспортный парк и переориентировать бизнес на внутрироссийские перевозки.

Очевидно, что общая тенденция к оптимизации затрат повлияет и на складских операторов — им придется использовать оборудование и технологии обеспечения эффективного складского пространства, таких как использование узкопроходных стеллажей, повышение оборачиваемости склада, применение FIFO-, LIFO и смешанных методов движения ценностей на складе, совершенствование способов подбора и комплектации товара, внедрение средств автоматизации складской деятельности (WMS-системы). «Мы называем этот процесс «бесшовной интеграцией», и он уже начался, – говорит Рустам Юлдашев. – Пусть не повсеместно и масштабно, как хотелось бы, но происходит. Максимальная автоматизация логистики жизненно необходима отрасли. От этого зависит уровень сервиса логистических операторов, и каждая клиентоориентированная компания это понимает». 

Источник: LogLink.ru





http://www.fayzgo.uz