Все новости
Транспорт, логистика и стандарты ISO в Узбекистане
В Ташкенте и Самарканде прошли информационные семинары «Введение в СМК по требованиям ISO 9001:2008». Семинары проводились в рамках пилотного двухгодичного проекта «Укрепление потенциала предприятий транспортно-логистического сектора путем внедрения системы управления качеством (СМК) по стандарту ISO 9001:2008».
Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан совместно с Европейским Союзом, Германским обществом международного сотрудничества (GIZ) и ООО «Ассоциацией по развитию бизнес логистики».
Проведение подобного рода семинаров в нашем регионе закономерно. Узбекистан, в силу своего географического положения, является перекрестком практически всех транспортных путей, соединяющих Запад и Восток, Север и Юг. К тому же он обладает довольно развитой инфраструктурой, что создает дополнительные возможности для международного сотрудничества.
Иметь развитую транспортную и логистическую сеть выгодно для Узбекистана. Экономика любого государства не может существовать изолировано от внешнего мира. Имея такую инфраструктуру, государство может получать большие доходы и от транзитных маршрутов. Для сравнения скажем, что такое небольшое Центральноамериканское государство как Панама 80 процентов поступлений в бюджет получает от логистики - эксплуатации Панамского канала.
Большое значение в этом контексте имеет совершенствование системы организации и управления транспортными перевозками, создание современной эффективной многоцелевой транспортно-транзитной сети, отвечающей международным требованиям и стандартам, укрепление материально-технической базы и повышения роли интермодальных центров логистики в Навои, Ангрене и Ферганской долине.
На сегодняшний день транспортный бизнес Узбекистана представлен в основном, крупными государственными и частными компаниями. Однако все активнее идет процесс вовлечения в эту сферу малого и среднего бизнеса.
Узбекский бизнес, как и бизнес любого другого государства, нуждается в источниках снабжения сырьем, материалами, оборудованием, а также рынками сбыта.
Связующим звеном этих двух компонентов становится транспорт и логистика. Насколько качественно будет функционировать это звено, настолько эффективным будет развитие отечественного бизнеса.
Барот Ахмедов доктор технических наук, руководитель консалтинговой компании ООО «Катри Восток»:
- Очевидно, что для комплексного решения этих вопросов, а также увеличения объемов международных перевозок и привлечения транзитного грузопотока через территорию республики, необходимо уже сегодня работать над повышением качества услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями Узбекистана.
Естественно, работа компаний по принципу «от дверей - до дверей», то есть в цепочке «поставщик - потребитель», подразумевает выход логистов на мировую арену. Здесь предъявляются высокие требования к качеству оказываемых услуг.
Автомобильные, железнодорожные, воздушные и морские артерии паутиной накрыли весь земной шар, на котором, казалось бы, места всем хватит. Однако рынок транспортных услуг плотный, и с распростертыми объятиями узбекских бизнесменов здесь не ждут. Проблем у наших компаний достаточно много. Начиная от получения доступа к мировому опыту до проблем в области качества оказания услуг и применения международных стандартов в этой сфере. Отметим, что на мировом рынке распределение долей в сфере транспорта и логистики находится под влиянием деятельности мировых компаний.
И еще одно непреложное условие, соблюдение которого необходимо для успешного внедрения на внешний рынок. Только будучи конкурентоспособным на внутреннем рынке, можно добиться успеха на внешнем. Истина, придуманная не нами, а самой диалектикой жизни.
Могут ли наши транспортные компании успешно работать на мировом рынке? Вполне. Но, с одним условием. Методы, технологии, организация работы должны быть приведены в соответствие с международными стандартами. Условие, безусловно, логичное, ведь вступая в игру, вы просто обязаны соблюдать ее правила.
Многие транспортники, специализирующиеся в сфере международных перевозок, признают, что работать в Европе значительно проще, нежели у нас. Среди множества причин, объясняющих эту проблему, отметим, что отечественным компаниям не хватает открытости и прозрачности при принятии многих решений. Еще одна интересная деталь, отличающая наши и зарубежные компании. В структуре доходов зарубежных компаний превалирует прибыль, получаемая от перевозок за счет импорта, в наших же компаниях доходы идут в основном от экспорта.
Несмотря на объективные трудности, число компаний желающих прорваться на международный рынок, неуклонно растет. Также растет число руководителей, осознающих необходимость внедрения системы качества управления предприятием (СМК).
Вадим Колмогоров, ведущий эксперт консалтинговой компании MIEBACH (Германия):
- Система ISO клиентоориентированная. Наша цель - помочь тем, у кого есть желание, но мало возможностей усовершенствовать себя. Любая ошибка в работе с клиентами в условиях кризиса может стать роковой. Борьба за клиентов обострилась. Что всегда самое главное для компании? Конечно клиенты. Компании нужно решить два вопроса: удержать постоянных клиентов и привлечь новых.
Что же конкретно дает эта система нашим бизнесменам?
Для начала поясним, что система международных стандартов ISO возникла в 1947 году и охватывает практически все сферы экономической, хозяйственной деятельности человека, в том числе транспорт и логистику.
К примеру, существует целое семейство стандартов ИСО 9000. Это набор общих международных стандартов, описывающих систему менеджмента качества, применяемую организациями любого типа и размера, которые производят продукцию, разрабатывают программное обеспечение, обрабатывают материалы, предоставляют услуги и так далее.
Для решения этих проблем и внедрения в Узбекистане системы управления качеством в транспортных и логистических компаниях разработан проект «Укрепление потенциала предприятий транспортно-логистического сектора путем внедрения системы управления качеством (СМК) по стандарту ИСО 9001:2008».
Внедряя у себя СМК, предприятие получает:
- непрерывный контроль ключевых бизнес-процессов;
- гарантию надежности - повышение рыночной привлекательности;
- расширение экспортных возможностей;
- конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
- возможность реализовывать услуги по мировым ценам;
- преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах;
- возможность привлечь инвесторов;
- снижение непроизводственных затрат;
- повышение качества услуг.
Преимущества от внедрения СМК очевидны. Однако приходится констатировать тот факт, что это недооценивают еще достаточно много руководителей компаний разных отраслей экономики. В качестве примера приведем занимательную статистику. За последние пять лет в стремительно развивающемся Китае было сертифицировано таким образом триста тысяч компаний, то есть ежемесячно сертификаты на соответствие международным стандартам получали пять тысяч компаний.
Риад Ибрагимов, Директор компании SERT MANAGEMENT:
- Разумеется, мы не призываем догнать и перегнать Китай, уж слишком несопоставимы наши страны. Тем более, не нужно стремиться получить сертификат ради сертификата. Последствия такого подхода могут оказаться пагубными для самой компании. Сертификат выдается сроком на три года, и если произойдет снижение качества продукции или услуг, возникнет вероятность получения «красной карточки» и в этом случае компании придется покинуть игровую площадку.
В последнее время в Узбекистане довольно четко просматривается положительная тенденция. Так в 2009 году международные сертификаты имели двести пятьдесят предприятий и компаний, а за 2010 год их количество возросло вдвое и составило уже около пятисот компаний в разных отраслях экономики.
Главное достоинство этого стандарта заключается в его ориентированности на потребителя, что заложено в 8-ми принципах системы менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя.
- Лидерство руководителя.
- Вовлечение работников.
- Процессный подход.
- Системный подход к менеджменту.
- Постоянное улучшение.
- Принятие решений на основе фактов.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
И здесь мы подошли к самому главному: как же получить этот сертификат? Ведь для этого необходима подготовленность персонала, информированность и компетентность самого руководителя. Такой обучающий проект в рамках программы «Инвестиции в Центральной Азии», разработанный Европейским Союзом существует под названием «Создание предпосылок для введения стандартов ISO и системы управления качеством в секторе перевозок и логистики». Для этого выделен бюджет в размере 590 000 EUR, из которых 85 процентов приходится на долю Европейского Союза, а 15 на долю Германии.
Реализация проекта осуществляется ТПП РУз совместно с Германским обществом международного сотрудничества (GIZ) и ООО «Ассоциацией по развитию бизнес логистики».
Андреа Ракерс, Старший проект менеджер GIZ:
GIZ продвигает частный сектор, в частности малые и средние предприятия как двигатель экономического развития. Мы обучаем персонал бизнес посредников консультировать малые и средние предприятия. Вместе с узбекскими партнерами мы намерены увеличить конкурентоспособность узбекских малых и средних предприятий транспорта и логистики - важный сектор в Узбекистане и в регионе ЦА - путем поддержки выравнивания к международным системам качества ISO 9001.
В числе задач, которые ставятся перед этой программой, значатся стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности узбекского бизнеса. Укрепление роли и положения бизнес-посредников Узбекистана в секторе перевозок и логистики по стандарту 9001 с целью поддержки малых и средних предприятий по управлению качеством. Обучение местных консультантов, способных помочь предприятиям малого и среднего бизнеса в достижении уровня стандартов ISO 9001. Подготовительная работа для сертификации в секторе перевозок и логистики, а также установление контактов между узбекскими и европейскими транспортными, логистическими и другими заинтересованными кругами.
Формирование новых транспортных коридоров, обеспечивающих кратчайшие выходы к международным транспортным коммуникациям, наряду с реализацией данного проекта позволит повысить конкурентоспособность автотранспортных и логистических компаний, улучшить качество оказываемых услуг. А это в свою очередь приведет к расширению доступа к региональным и мировым рынкам, повышению экспортного потенциала, соответственно увеличению объемов перевозок, расширению рынков сбыта отечественной продукции.
Максад Джангиров
Фото автора
Источник: kommersant.uz