Все новости
Корреспонденты Белорусского транспортно-логистического портала, являющегося нашим партнером, провели мониторинг потребности предприятий автомобильного транспорта Беларуси в водителях международного класса.
Водитель-международник — вакансия в... остатке
Журналисты Транспортала провели мониторинг «где найти водителя международника?»
Доступность высшего образования и рост числа ВУЗов в стране привели к значительному оттоку абитуриентов, желающих получить «рабочие» специальности. Немалую роль в дефиците кадров играет свободный рынок труда: те же строители с удовольствием уезжают в соседние страны «за длинным рублем», в то время как на отечественных стройплощадках их критически не хватает.
Уже не год и не два такая же проблема стоит и перед белорусскими организациями международного автомобильного транспорта. Исключением можно назвать, пожалуй, лишь конец 2008 и 2009 годы, когда, гонимые мировым кризисом, водители возвращались на родину: здесь, кроме стабильной зарплаты, их ждали значительные социальные гарантии. Но глобальный кризис минул, рынок перевозок резко оживился, и вместе с ростом автопарка вырос объем вакансий на место за рулем тягача. Согласно расчетам, до 2015 года, чтобы удовлетворить потребности предприятий международного автомобильного транспорта, во всех регионах Беларуси необходимо более 800 подготовленных водителей, большей частью — для Минского и Гродненского районов. Снова вопрос стоит ребром: быть или не быть белорусским транспортникам с белорусскими водителями?
Нельзя сказать, что проблема возникла только у нас: наверное, нет европейского государства, в котором с водителями-международниками все «тип-топ» (в соседней Литве только за период с января по май 2011 года было зарегистрировано на треть больше рабочих предложений для водителей, чем за такой же период прошлого года). Однако в соседних странах Евросоюза ее решают, мягко говоря, своеобразно. Несмотря на то, что кое-какие средства на учебный процесс Евросоюз все-таки выделяет, очень часто за руль автопоездов садятся те же белорусы, украинцы, россияне.
Так, по данным Биржи труда Литвы, до 14-го июня текущего года было зарегистрировано 1 272 заявления о выдаче разрешений на трудоустройство иностранцев. На эту же дату 820 из них были удовлетворены. Такие шаги соседей, естественно, обескровливают водительскую «касту» Беларуси. Круг замкнулся?
Конечно, можно гордиться тем, что наш водитель востребован за рубежом как профессионал, но много ли справедливости в том, наша страна стала кузницей кадров, а если без сантиментов – донором качественной рабочей силы — для Европы? Каков же выход из сложившейся ситуации? — а ведь он жизненно необходим, если перевозчики хотят и в дальнейшем оставаться одним из основных гарантов устойчивого развития экономики республики…
Для того чтобы начать движение, необходимо как минимум от чего-нибудь оттолкнуться. Точкой опоры в деле подготовки водителей для международного автомобильного транспорта на просторах СССР стала школа «Совтрансавто». Пресловутый «железный занавес» существовал, пожалуй, только в мозгах политиков-ортодоксов: на самом деле страна жила, развивалась, торговала с другими государствами — и все эти процессы были невозможны без организации международных перевозок. А динамика развития мировой экономики показала: именно автомобильный транспорт является наиболее «гибким», позволяя доставить товар «от двери до двери».
Как раз в те годы в Советском Союзе крайне основательно подошли к организации наиболее оптимальных схем перевозки и переработки грузов (тех схем, которые сегодня называем словом «логистика»). Но если специалисты-плановики в условиях советской системы всегда были сильным звеном экономики, то подготовку водителей, способных не только вести автомобиль, но и знающих дорожные правила за рубежом, умеющих работать с сопровождающими груз документами, в конце концов — способными общаться на незнакомом языке, — пришлось начинать практически с нуля. Тем не менее, с этой задачей справились в достаточно короткие сроки, причем не по принципу «лишь бы отчитаться», а толково, организовав школу настолько мощную, что прошедшие через нее водители, даже спустя десятилетия после распада СССР, остаются фундаментом, «золотым фондом» любого предприятия.
Где найти водителя-международника?
Время неумолимо, и опытные водители уходят на заслуженный (вот пример, когда это слово не употребишь в «дежурном» смысле!) отдых. Так получилось, что первые 10–15 лет становления международных перевозок в Беларуси главной головной болью перевозчика было приобретение подвижного состава, создание ремонтной базы, строительство гаражей, складов и офисов (далеко не каждый предприниматель пришел «на готовое», да и «готовое» требовало немалых затрат на ремонт и содержание). Что греха таить? — сама регистрация предприятия в те времена отнимала немало времени и нервов! Добавим к перечисленному периодически «штормящую» мировую экономику — и получим ответ на вопрос: почему с необходимостью решать кадровый вопрос спохватились так поздно ?
Каким видится выход?
Ведущий инженер ОАО «Автомобильный парк № 3 (Могилев)» Татьяна Власова:
— Водитель-международник — это не просто водитель, который участвует в международном процессе. Он проходит таможни, он проезжает по дорогам других государств. Он должен владеть иностранным языком, разбираться в документации. На нем лежит очень большая материальная ответственность. Кроме навыков вождения он должен быть компетентным во многих других вопросах, требующих знаний более высокого уровня. Поэтому решать вопрос нехватки кадров целесообразнее всего через их подготовку в специальных учебных заведениях.
Директор УЧТП «Алвест» Александр Карпук:
— Мы понимаем всю степень социальной ответственности бизнеса, однако нанимателю, с одной стороны, необходимо обеспечить достойную оплату водителям, чтобы они «не улетели в теплые страны», а с другой — сохранить конкурентоспособность по цене фрахта, ведь каждое повышение зарплаты приводит к 50 %-му росту отчислений от суммы повышения. Необходимо на законодательном уровне искать компромисс. Мы видим его в возможности переложить частично бремя отчислений на самих наемных работников. То есть, какой-то размер отчислений на каждого работника будет обязательным и законодательно определенным, а все, что выше — добровольным. Тем самым предоставим работникам возможность самим влиять на размер своей пенсии. Либо — внедрить регрессивную шкалу отчислений. Это очень деликатный вопрос, но обсуждать его надо.
Директор «Чартер Кшиштофа Чаплицкого ЧУТИП» Елена Рыжая:
— К сожалению, никуда не денешься от того факта, что водители порой уходят в транспортные организации, где, на их взгляд, условия оплаты лучше. Однако в нашей компании существует «костяк», который работает уже много лет. Нехватка подготовленных кадров чувствуется достаточно остро. Конечно, принимая на работу очередного водителя, стараемся видеть какие-то рекомендации, отзывы, но иногда «поджимает» так, что приходится набирать работников едва ли не с автошкол, с последующей стажировкой у более опытных коллег. Безусловно, курс на подготовку водителей в учреждениях Министерства образования — это очень правильный подход. Для того, чтобы просто водитель стал водителем-международником, требуется много времени. А ведь есть ребята, которые хотели бы сразу уйти в рейс, но перед ними стоит проблема возраста и нежелание руководства компаний брать людей без опыта работы в международных автомобильных перевозках. Получается замкнутый круг. Но если удастся наладить серьезный процесс обучения профессии водителя-международника, то этот же молодой человек придет на предприятие уже не с пустыми руками. Вместе с дипломом водителя-международника за его плечами будет серьезный багаж знаний, необходимый для быстрого вхождения в курс дела. Я, по крайней мере, с удовольствием принимала бы на работу таких молодых специалистов.
Директор предприятия «Стэлкарго» А. А. Лапко:
— Выход вижу в подготовке молодых кадров — выпускников профессионально-технических колледжей системы Министерства образования Беларуси. Программа обучения должна постоянно обновляться и идти в ногу со временем. А высокая оплата труда и социальная защищенность позволит сохранять костяк коллектива предприятия.
Руководитель СООО «Брествнештранс» Н. А. Бойко:
— Полностью поддерживаю системную работу, направленную на подготовку в стране водительского состава для международных перевозок в рамках учебных заведений. Со своей стороны, мы готовы на базе СООО «Брествнештранс» организовать учебный полигон, где можно будет не только отработать практические навыки, но и, учитывая наличие пункта таможенного оформления, посмотреть, послушать, потрогать, как говорится, собственными руками — что такое поехать на загрузку.
Директор СП ООО «Курс» (Брест) П. С. Андриевич:
— Особенности работы в приграничном регионе таковы, что наши водители более, чем водители из других регионов, свободны в выборе нанимателя, и потому неплохо «чувствуют» оценку своей работы. Еще одна особенность состоит в том, что водители приграничного региона хорошо знакомы с европейским сервисом, и для того, чтобы привлечь их на работу в белорусские предприятия, необходимо соответствовать тому высокому уровню, к которому они привыкли. На привлекательность рабочего места влияет не только заработок. Если при равных условиях оплаты труда по ту сторону границы водителю предложат новый автомобиль, в то время, как здесь ему приходится водить 15-летний, то, естественно, он уйдет к соседям. Не в последнюю очередь именно это заставляет руководителей приграничных предприятий активно обновлять транспорт.
Водитель СП «РР-Транс» ООО Дмитрий Вербицкий (25 лет):
— Привлекательность профессии — в свободе. Несмотря на большую ответственность, в дороге никто на тебя не «давит», никто не командует. Ты сам себе хозяин. Что касается обучения, то это очень правильно, когда в одном месте можно будет получить и категорию, и навыки международных перевозок. Такие группы будут способствовать и популяризации профессии, ведь не секрет, что молодежь неохотно идет работать в международные перевозки.
Водитель СП «РР-Транс» ООО Дмитрий Вербицкий, неоднократный призер конкурсов профмастерства и победитель 2009 года в личном зачете (отец Дмитрия):
— Будущие кадры должны готовиться в специальных учебных заведениях. Только в таком случае человек будет знать, где можно целевым образом получить образование именно для этой профессии. Я сам замечаю: для молодых ребят, которые проходят через курсы «БАМАП-ВЕДЫ», этого явно недостаточно. Получается так, что они делают ошибки, которые потом дорого обходятся и самому водителю, и предприятию.
Источник : Белорусский транспортно-логистический портал