Все новости
О плюсах и минусах доставки контейнерных грузов в Россию, а так же тенденции развития рынка контейнерных грузоперевозок между Россией и странами Юго-Восточной Азии
Директор департамента контейнерных грузоперевозок КРАФТТРАНС г-н Димитренко поделился мнением о тенденциях развития рынка, профессиональными советами о плюсах и минусах различных вариантов доставки контейнерных грузов в Россию и дал несколько советов молодым компаниям.
- Как сейчас выглядит рынок контейнерных перевозок в Юго-Восточную Азию?
- На данный момент основным внешнеторговым партнером России является Китай, а потому это направление особенно перспективно. Хочу отметить, что политическая ситуация меняется столь быстро, что рынок не успевает за полетом мысли и движением рук политиков. Последние пару лет ситуация несколько раз кардинально менялась – и необходимо было подстраиваться под новые тенденции, конъюнктуру, пересматривать все имеющиеся маршруты в связи с изменением политического курса. В то же время, официальная статистика говорит о том, что за 2015 год товарооборот между Россией и Китаем снизился на 31% – в основном, из- за девальвации российского рубля. У многих импортеров из-за повышения обменного курса даже не хватило средств, чтобы выкупить свой товар. Дело в том, что многие компании работают с Китаем по системе отсроченных платежей: делают заказ, получают товар, а когда приходит пора оплаты, из-за изменения курса оказывается, что 10 тысяч долларов, на которые они заказывали груз, в пересчете на российские рубли из 400 тысяч превратились в 700. По такой цене товар у импортера уже никто не купит. В итоге, груз оказывается никому не нужен и «зависает» в порту. Именно по этой причине много кто приостановил закупки в Китае и в других странах Юго-Восточной Азии до стабилизации ситуации.
- А КРАФТТРАНС почувствовали на себе эти изменения?
- Безусловно. С одной стороны, от некоторых клиентов стало поступать меньше заказов. С другой стороны, как говорится, волк – санитар леса, а кризис – санитар бизнеса. Это значит, что многие логистические компании в силу молодости, неопытности, невыстроенности определенных бизнес-процессов не смогли продолжать работу. Только в первой половине 2015 года с рынка ушли 20 таких компаний. Мы же стараемся подстроиться под существующие реалии и вовремя доработать бизнес-процессы, «подхватить» тех клиентов, которые остались без помощи своих прежних партнеров. КРАФТТРАНС хоть и является компанией с более чем 20-летней историей, но в хорошем смысле голодная. Мы готовы подстраиваться под нужды каждого клиента (не важно, сколько раз за год он обращается к нам – один или сто), быстро принимать решения, предлагать разные условия работы – словом, делать все, чтобы быть выгодными во всех смыслах.
- А какие-то дополнительные услуги клиентам предлагаете?
- Да, в частности, поэтому мы предоставляем ряд дополнительных услуг. Например, по поиску партнеров в Китае, поскольку уже имеем неплохие наработанные связи. Если бизнес только начинает развиваться и ему нужно найти проверенных партнеров или проверить потенциальных, то как раз здесь мы можем помочь. Причем будет это если не бесплатно, то за символическую стоимость. При работе с китайским рынком также популярны услуги сюрвея. Мы осуществляем проверку грузов на соответствие их документам, сопоставляем их количество и качество, а также проверяем крепление в контейнере. Еще одна услуга – хранение в портах. Все это помогает нам оставаться актуальными, ведь мы подстраиваемся под индивидуальные запросы каждого. Независимо от того, насколько клиент крупный, стандарты сервиса всегда должны быть на высоте.
- Какие грузы обычно доставляют из Китая?
- С каждым годом качество китайской продукции становится все лучше, а потому везут оттуда все группы товаров. Если еще несколько лет назад у Китая основным был экспорт текстиля, то сейчас в Россию ввозится все – от продуктов питания до дорогостоящего оборудования и станков. Сложнее всего доставлять, конечно, негабаритные грузы. Чаще всего это дорогие товары, перевозка которых сопряжена со значительными рисками. Негабаритные грузы не проходят в обычные контейнеры, а потом перемещаются в специализированных. Оформление разрешительных документов и страховки, организация охраны – все это довольно сложно, и непрофессионалам с новичками здесь не место.
- Что бы Вы посоветовали компаниям, которые начинают работу с Китаем в этом году?
- Компаниям, которые хотели бы заняться логистикой и экспедированием с данным регионом совет один – не начинайте! Рынок очень высококонкурентный: он заполнен и именитыми компаниями, и мелкими частниками, которые работают под конкретные контракты, потому что кто-то кому-то приходится родственником. Начинать подобный бизнес сейчас – значит, пополнить длинный перечень компаний, которые скоро обанкротятся.
А клиенту, который хотел бы начать закупки в Китае, совет банальный: обращайтесь к профессионалам. В Москве, Беларуси и Казахстане – словом, во всем Таможенном союзе – достаточно компаний, которые предоставляют качественный сервис. Не стоит «покупаться» на заниженные тарифные ставки – часто потерять можно еще больше. Компании, привлекая клиента низкими ставками с надеждой отбить деньги позже, зачастую «схлопываются» в процессе доставки, и груз так и застревает в транзитных портах. Тогда обращаются к нам. Например, был такой случай: товар одного из клиентов попал под санкционный список, а потому его выгрузили в Гамбурге и оставили там на складе до того момента, пока получатель не докажет, что груз – это не санкционный товар. Их перевозчик не смог предоставить документы, и довольно срочный груз застрял на три недели – пришлось нам вмешаться и решить вопрос с документами.
- Что на ваш взгляд, ждет отрасль в 2016 году?
- В нашей стране сложно делать прогнозы, потому что все упирается в политические решения. Надстройка у нас сегодня сильнее базиса, говоря языком Маркса и Энгельса. Главенствует не экономика, а политика. Для принятия экономических решений нужно следить за политическими тенденциями. Одно могу сказать точно: просто не будет никому. Нужно подстраиваться под резко изменяющиеся условия существования бизнеса, в которых мы находимся. Успешным будет тот, кто будет держать нос по ветру и изменяться вслед за тем, как изменяется политическая конъюнктура.