Цифровая логистика: что получают 3PL-операторы, переходя в облако? - Транспортный информационно-логистический Портал

Цифровая логистика: что получают 3PL-операторы, переходя в облако?

Ситуация в логистической отрасли далека от идеальной. По данным M.A. Research, темпы роста падают ежегодно и сегодня составляют не более 3%. Сложная конъюнктура заставляет игроков рынка трансформировать свой бизнес и, например, активнее кооперироваться с ритейлерами и предприятиями электронной торговли, в том числе маркетплейсами. Это становится для логистических компаний драйвером роста и способом расширения своего присутствия.

При этом ни одна трансформация не проходит без использования ИТ-решений. По данным PwC, три из пяти ключевых факторов, влияющих на отрасль, так или иначе связаны с технологиями. Более половины игроков на рынке, или 54%, рассчитывают увеличить выручку за счет цифровизации. Как и в других отраслях, в логистике на первый план выходят облачные услуги. С их помощью можно минимизировать время на развертывание систем компании, ускорить обработку данных и более тщательно защитить их, поскольку данные остаются в надежном дата-центре сервис-провайдера. Кроме того, логистические системы в облаке быстрее масштабируются. Благодаря этому операторы могут оперативнее реагировать на ситуацию на рынке. 

Иван Точилов, менеджер группы информационных систем управления цепями поставки FM Logistic, выделяет шесть основных сценариев для бизнеса, которые без облака часто нереализуемы. 

Локализация в России в соответствии с требованиями законодательства

Эта задача в большей степени актуальна для иностранных игроков, в числе которых и FM Logistic — крупный оператор с французскими корнями. Являясь по сути иностранной компанией, FM Logistic не может хранить и обрабатывать персональные данные (ПДн) своих клиентов и партнеров в европейских дата-центрах. Это можно делать только на территории России. Чтобы обеспечить требования законодательства, оператор размещает e-commerce систему Magento, личный кабинет клиента, систему управления складским двором (все они содержит ПДн) в Облаке КРОК. Таким образом, компания не только документально подтверждает свою локализацию, но и обеспечивает бизнес нужными вычислительными ресурсами по требованию.

Поддержка высокой скорости бизнеса — еще один базовый фактор для миграции логистических систем на облачные серверы. Пример FM Logistic это ярко иллюстрирует. В 2019 году компания смигрировала систему класса TMS BluJay в публичное облако КРОК. Оператору удалось за два дня получить необходимую инфраструктуру для своего сервиса. Хотя обычно только на согласование закупки оборудования в головном офисе и, собственно, саму закупку уходит значительно больше времени — минимум несколько недель.

Система сейчас обслуживает примерно 25% оборота бизнеса компании в России, и именно облако дает возможность гибко наращивать ресурсы для обеспечения постоянной доступности сервиса. FM Logistic воспользовалась этим уже несколько раз с момента миграции. Сейчас ресурсы системы полностью рассчитаны на пиковую нагрузку, поскольку руководство компании в России и Восточной Европе поставило задачу кратного увеличения объемов бизнеса. 

В целом, облако может быть использовано при любом быстром расширении бизнеса за счет новых бизнес-направлений. Например, когда компания-экспедитор становится 3PL-оператором, а 3PL, соответственно, 4PL. Для этого требуются дополнительные мощности для систем взаимодействия с клиентом, возможно — для размещения совместно используемых ресурсов в облаке. Особенно если компания не хочет по соображениям информационной безопасности «пускать» к себе в свой контур внешних подрядчиков.

Влияние сезонности бизнеса на ИТ-затраты. Спрос в рознице, в том числе электронной, подвержен календарным циклам. Он резко растет в периоды зимних и весенних праздников, перед началом учебного года и в дни проведения распродаж наподобие «Черной пятницы». Держать ресурсы под обработку такого количества заказов, которые случаются несколько раз в год, просто нерентабельно. Но с помощью облака можно решить эту проблему. Например, подключив требуемое количество мощностей на нужное количество дней и затем отказаться от них до следующего пика. 

Глобальное снижение затрат в целом

Используя облако, логистические компании избавляют себя от головной боли, связанной с закупкой оборудования и валютными рисками. Кроме того, быстрорастущим предприятиям часто сложно прогнозировать нагрузку на инфраструктуру. Поэтому попытка рассчитать нужное количество серверов, систем хранения данных и других ИТ-систем может обернуться либо нехваткой ресурсов в пиковые нагрузки, либо простаиванием избыточных. Помимо того, нужно помнить, что при отсутствии капитальных затрат, которое характерно при любой аренде оборудования, нет и потребности в амортизации. Наконец, еще один приятный бонус облачных услуг — снижение потребности в линейном ИТ-персонале, количество которого растет вместе с увеличением числа обслуживаемого железа, и уменьшение отчислений в фонды оплаты труда.  

Упрощение разработки собственных ИТ-сервисов — пятый облачный сценарий для логистической компании. Он актуален для тех операторов, которые обслуживают крупный бизнес и создают для него кастомизированные ИТ-сервисы. В облаке возможно развертывание тестовой среды, где работоспособность и нагрузка будущих решений могут быть тщательно смоделированы и исследованы. Например, в планах у FM Logistic стоит миграция интеграционных серверов в Облако КРОК с тем, чтобы полностью развертывать в нем все будущие процессы именно так, как они будут работать у клиентов. И только после этого оператор будет проводить миграцию на «боевые» серверы, которые менее подвержены изменениям. 

Мобильность персонала

Это преимущество облачных сервисов стало особенно актуальным в свете пандемии коронавируса, когда большинство компаний во всем мире начало переводить своих сотрудников на удаленный режим работы. Привязка к стационарному месту стала в этот момент преградой для некоторых организаций. Из-за этого их бизнес-процессы серьезно пострадали. Те, компании, которые позаботились заранее об инструментах для удаленной работы, напротив, получили дополнительные конкурентные преимущества. В FM Logistic за счет размещения всех ключевых сервисов для персонала и партнеров в публичном облаке проблем с дистанционной формой работы не возникло. Используя облачные приложения, менеджеры компании сейчас могут подключаться к прикладным приложениям без каких-либо дополнительных сервисов, например VPN. За счет этого гарантируется скорость и эффективность работы сотрудников, а также отпадает потребность в постоянном нахождении в офисе администраторов, которые поддерживают функционирование локальной инфраструктуры.  

Однако, о чём следует помнить при переходе в облако - это информационная безопасность. Применение облачных технологий добавляет ряд новых требований к ИТ-инфраструктуре, по сравнению с классической on-premise архитектурой. Например, в FM Logistic для обеспечения безопасности финансовых и персональных данных были применены протоколы шифрования данных и настроены политики безопасности Облака КРОК. Данная схема позволила, с одной стороны, сохранить данные в безопасности как при хранении, так и при передачи их между информационными системами компании, с другой стороны - обеспечить мобильность и сетевую независимость пользователей.

Источник: logistics.ru





http://www.fayzgo.uz