Отчёт Всемирного банка «Плодоовощеводство в странах Центральной Азии. Использование новых экспортных возможностей в Китай и Российскую Федерацию».
Объем китайского рынка импортных фруктов достигает 5,8 млрд долларов США, что открывает колоссальные возможности для центрально-азиатских экспортеров диверсифицировать географию своих поставки увеличить стоимость экспорта агропродовольственной продукции.
В период с 2015 по2017 год Китай импортировал свежие черешню, виноград, сливы и абрикосы – то есть фрукты, в производстве которых страны Центральной Азии обладают сравнительными преимуществами, – на общую сумму 1,5 млрд. долларов США. Ожидается, что к 2030 году китайский спрос на импорт этих фруктов увеличится до 1,8 млрд долларов США, а общий потенциальный объем их импортных закупок оценивается в 2,7 млрд долларов США.
У стран Центральной Азии есть все возможности для того, чтобы стать более конкурентоспособными в удовлетворении растущего спроса китайского рынка на импорт фруктов.
Географическое положение региона, его природные ресурсы, потенциал для роста урожайности и расширение возможностей для частных инвестиций посредством реформ создают необходимые предпосылки для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции из Центрально-азиатских стран в Китай.
Результаты анализа экспортной конкурентоспособности и интервью с экспертами показали, что продуктами с наибольшим экспортным потенциалом для поставок из Кыргызстана в Китай являются черешня, грецкие орехи, абрикосы и сливы (свежие и сушеные). Наибольшим потенциалом для экспорта в Китай из Таджикистана обладают абрикосы (сушеные и свежие), сливы (свежие) и виноград (свежий), а из Узбекистана – черешня, абрикосы (сушеные и свежие), сливы (свежие), виноград (свежий) и грецкие орехи. В настоящее время этот потенциал в значительной мере недоиспользован.
Рост экспорта фруктов способен существенно ускорить экономический рост в странах Центральной Азии, создать рабочие места и повысить уровень доходов в сельской местности, а также обеспечить возможности для включения мелких фермеров в производственно-сбытовые цепочки в данном секторе. Помимо вполне очевидных макроэкономических выгод от экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью, к числу которой относится и продукция садоводства, исследования показывают, что при ее выращивании требуется как минимум вдвое больше трудовых ресурсов, чем при производстве зерновых культур.
Тем не менее, странам Центральной Азии предстоит еще многое сделать для того, чтобы проникнуть и нарастить свое присутствие на крайне привлекательных китайских рынках свежих фруктов.
В первую очередь, китайские рынки требуют от стран-экспортеров стабильного качества и объемов поставок свежих фруктов.
Во-вторых, выход на китайский рынок возможен только при условии наличия современных систем контроля качества, отлаженности логистических схем, соблюдения жестких требований как при производстве продукции, так и на последующих этапах, с тем чтобы обеспечить соответствие строгим стандартам безопасности пищевых продуктов, принятым в Китае.
В-третьих, фрагментированность и конкурентная структура китайских фруктовых рынков требует постоянного контакта с китайскими партнерами на местах.
В-четвертых, китайские потребители ценят привлекательную упаковку и продукты с узнаваемыми брендами.
Большинство производителей фруктов в странах Центральной Азии представляют собой мелких фермеров с ограниченным доступом к финансовым и информационно-образовательным ресурсам. В результате объемы их производства ограничены, а качество продукции нестабильно. Мелкие фермеры региона приспособились к торговле фруктами внутри своих стран через сети традиционных местных продавцов, однако выход на международные рынки требует более сложного оформления сделок, соблюдения необходимых процедур и достаточно крупных объемов производства. Мелкие производители из стран Центральной Азии в настоящее время не обладают для этого достаточным потенциалом. Уровень развития и технические возможности соответствующих государственных институтов (систем обеспечения качества и безопасности продовольствия, органов таможенного контроля и инспекций) пока также не соответствуют требованиям китайских рынков, что ставит экспортеров из Центральной Азии в невыгодное положение по сравнению с другими крупными поставщиками фруктов в Китай, такими как Чили или Соединенные Штаты Америки. Помимо этого, ограниченный потенциал в сфере содействия экспорту приводит к тому, что большинство региональных экспортеров не владеют информацией о возможностях, существующих на китайских рынках, и не понимают, какие требования предъявляются для выхода на них.
В результате на Китай все еще приходится лишь небольшая доля общего экспорта агропродовольственной продукции из стран Центральной Азии (Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана) как по всей группе товаров в целом, так и в части поставок фруктов. Российская Федерация и другие страны бывшего Советского Союза остаются ключевыми направлениями для экспорта фруктов из Центральной Азии.
Однако, несмотря на традиционно большое присутствие центрально-азиатских экспортеров на российских рынках косточковых фруктов, они медленно приспосабливаются к растущей здесь роли современных розничных сетей в продаже продуктов питания.
В последние годы такие сети развивались в Российской Федерации ускоренными темпами, следуя траектории, наблюдаемой во многих развитых странах, и в большой мере переключили на себя товаропоток с традиционных розничных рынков.
Центрально-азиатские поставщики фруктов уступают своим конкурентам с точки зрения способности обеспечить качество, ассортимент и упаковку продукции в соответствии с потребностями и объемами российского розничного рынка. В результате они вынуждены поставлять свои товары по более низким (до 30 процентов) импортным ценам.
Это обусловлено целым рядом факторов, включая высокую фрагментацию производства, неформальную организацию отношений и отсутствие прозрачности в цепочках поставок фруктов в странах Центральной Азии, а также недостаточную осведомленность региональных производителей и экспортеров о требованиях розничной торговли и, как следствие, несоответствие их продукции этим требованиям.
Чтобы стать конкурентоспособными на китайском и российском розничных рынках в верхнем ценовом сегменте, экспортерам свежих фруктов из Центральной Азии нужно увеличить объемы, повысить качество, расширить ассортимент и обеспечить стабильность экспортных поставок. Правительства этих стран должны создать благоприятные условия для увеличения производства и экспорта садоводческой продукции, устранив наиболее серьезные препятствия их развитию в данном секторе.
Этому будут способствовать такие меры как интеграция мелких региональных производителей фруктов в производственно-сбытовые цепочки, облегчение для них доступа к производственным ресурсам и новейшим знаниям в области производства, хранения и переработки фруктов, содействие росту частных инвестиций в холодильное оборудование и мощности по послеуборочной переработке, инвестиции в общественные блага, такие как системы контроля безопасности и качества пищевых продуктов и НИОКР, активизация усилий по продвижению экспорта и маркетингу региональной продукции с целью облегчить экспортерам выход на новые экспортные рынки, обеспечить им возможность воспользоваться новыми тенденциями, проявляющимися на мировых рынках плодоовощной продукции, такими как быстрый рост электронной торговли.
Успех Чили на китайском рынке импортных фруктов может стать примером для стран Центральной Азии. И хотя первые достижения чилийских экспортеров в Китае можно отчасти объяснить внешними глобальными макроэкономическими тенденциями и противоположным сезоном созревания чилийских фруктов, важно отметить, что последовательные реформы в области либерализации торговли и сельскохозяйственной политики создали благоприятные условия для развития агропродовольственного сектора и подготовили успех этой страны на китайском рынке.
Подробно с отчётом можно ознакомиться, перейдя по ссылке здесь.
Источник: worldbank.org