ОСНОВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ВТО. - Транспортный информационно-логистический Портал

ОСНОВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ВТО.

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационный торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Товары.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминации и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Идеи в основе GATT:

§ Страны имеют право на защиту своих товаров, но последняя должна сводиться к тарифной. Важным исключением из этого правила является случай плохого сальдо торгового баланса. Тогда страна может ввести количественные ограничения на импорт. Странам, имеющим статус развивающихся, предоставляется больше гибкости в этом вопросе.

§ Снижение либо снятие тарифов и других барьеров с помощью многосторонних переговоров. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график) и должна его придерживаться. Уровень связывания может отличаться от уровня, оговоренного соглашениями по снижению тарифов.

§ Принцип наибольшего благоприятствования (MFN): в вопросах торговли стране не разрешается дискриминировать между странами-импортерами (экспортерами). Исключение – региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли. Для защиты интересов стран, не входящих в региональные блоки, ВТО предъявляет к последним ряд требований. Например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами. В случае таможенных союзов ставки импортных пошлин для третьих стран являются одинаковыми.

§ Принцип национального режима: после того, как товар пересек границу, и пошлины на него уплачены, налагаемые на него внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров.

Другие Соглашения, касающиеся торговли товарами.

Соглашение о таможенной оценке – ограничивает возможности для произвола таможни при установлении цены товара, согласно которой взимается пошлина.

Соглашение о предотгрузочной инспекции(PSI) – регулирует деятельность независимых компаний по оценке количества и качества поставляемых товаров, целью которых является предотвратить занижение либо завышение цен на товары, а также мошенничество при отправке грузов в развивающиеся страны.

Соглашение о технических барьерах в торговле (TBT) – предусматривает меры по ограничению препятствий для торговли, вызванных наличием обязательных стандартов и стимулирует разработку и использование международных стандартов.

Соглашение о процедурах по лицензированию импортаустанавливает сроки выдачи лицензий и содержит требования к процессу лицензирования, обеспечивающие максимум прозрачности.

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности)[1].

Запрещенные, (красные, по ассоциации с цветом светофора): экспортные субсидии[2] и субсидии, выдача которых производится на условии использования отечественных товаров вместо импортных.

Разрешенные субсидии делятся на субсидии, дающие основания для судебного преследования (желтые), и на субсидии, не дающие такого основания (зеленые).

Желтые субсидии – это «специфичные субсидии» (субсидии определенному предприятию, группе предприятий, отрасли промышленности или группе отраслей определенному региону на территории страны) относятся к разряду «желтых», если они причиняют ущерб интересам других стран. Страны – импортеры, пострадавшие от введения красных или желтых субсидий, могут обратиться с жалобой в ВТО либо прибегнуть к компенсационным мерам.

Зеленые (разрешенные) субсидии - субсидии, не относящиеся к «специфическим» (например, субсидии мелким предприятиям), а также ряд «специфических» субсидий. К последним относятся, при определенных условиях, субсидии на научные исследования, на установку очистных сооружений, помощь развитию производства внутри региона, если ее объектами не являются конкретные предприятия или отрасли.

Соглашение по сельскому хозяйству. По рыночному доступу Соглашение по сельскому хозяйству создало принцип, что защита границ должна быть тарифом, подлежащим ограничению. Количественные ограничения на импорт теперь не разрешаются.

По внутренней поддержке различие должно быть сделано между поддержкой подлежащей понижению (так называемая “желтая корзина)” и поддержкой, не искажающую или в лучшем случае минимально искажающую торговлю (так называемая “зеленая корзина”). Несмотря на то, что поддержка “зеленой корзины” может быть предоставлена без ограничения, поддержка “желтой корзины” разрешена только на уровне, разрешенном взятыми обязательствами. Поддержка, входящая в “зеленую корзину” включает общие услуги для сельского хозяйства, определенные прямые выплаты, инвестиционную помощь в качестве средств для перестройки, программ охраны окружающей среды и развития регионов.

Все другие поддержки, входящие в “желтую корзину” за исключением прямых выплат, являются частью программы, лимитирующей продукцию (так называемая “голубая корзина”). Меры “голубая корзина” также освобождаются от понижения обязательств.

Типичными мерами “желтой корзины” являются поддержка рыночной цены, прямые выплаты фермерам и субсидирование расходов.

Если вся поддержка на условную продукцию не превышает определенного процентного соотношения стоимости производства данной продукции, эта поддержка игнорируется, что и является поддержкой de minimis. Схожее правило применяется, если вся неспецифическая поддержка не превышает определенного процентного соотношения всего сельскохозяйственного производства. Эти процентные соотношения являются 5% для развитых и 10% для развивающихся стран.

Экспортные субсидии предоставляются только в том случае, если только страна-член ВТО официально получила такую субсидию до принятия решения Уругвайского раунда и только с ограничением, установленного в их графике.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер требует, чтобы члены ВТО основывали свои санитарные и фитосанитарные меры на научных принципах и не применяли эти меры без достаточного научного обоснования. Степень риска должна быть определена. В основном Соглашение старается не допускать применение членами ВТО санитарных и фитосанитарных мер, в качестве искажающих ограничений в международной торговле.

Соглашение по торговым аспектам, связанным с защитой интеллектуальной собственности также важно для сельского хозяйства. Оно включает обеспечение защиты географических указателей вин и спиртных напитков.

Соглашения о связанных с торговлей мерах по привлечению инвестиций. Запрещает использование ряда ограничений, таких как требование, чтобы предприятие использовало продукты и материалы, произведенные внутри страны, или правила, ставящие импорт предприятия в зависимость от его экспорта.

Все другие поддержки, входящие в “желтую корзину” за исключением прямых выплат, являются частью программы, лимитирующей продукцию (так называемая “голубая корзина”). Меры “голубая корзина” также освобождаются от понижения обязательств. 


Типичными мерами “желтой корзины” являются поддержка рыночной цены, прямые выплаты фермерам и субсидирование расходов.
Если вся поддержка на условную продукцию не превышает определенного процентного соотношения стоимости производства данной продукции, эта поддержка игнорируется, что и является поддержкой de minimis. Схожее правило применяется, если вся неспецифическая поддержка не превышает определенного процентного соотношения всего сельскохозяйственного производства. Эти процентные соотношения являются 5% для развитых и 10% для развивающихся стран. 


Экспортные субсидии предоставляются только в том случае, если только страна-член ВТО официально получила такую субсидию до принятия решения Уругвайского раунда и только с ограничением, установленного в их графике. 


Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер требует, чтобы члены ВТО основывали свои санитарные и фитосанитарные меры на научных принципах и не применяли эти меры без достаточного научного обоснования. Степень риска должна быть определена. В основном Соглашение старается не допускать применение членами ВТО санитарных и фитосанитарных мер, в качестве искажающих ограничений в международной торговле.
Соглашение по торговым аспектам, связанным с защитой интеллектуальной собственности также важно для сельского хозяйства. Оно включает обеспечение защиты географических указателей вин и спиртных напитков. 


Соглашения о связанных с торговлей мерах по привлечению инвестиций. Запрещает использование ряда ограничений, таких как требование, чтобы предприятие использовало продукты и материалы, произведенные внутри страны, или правила, ставящие импорт предприятия в зависимость от его экспорта.



[1] Субсидии сельскому хозяйству регулируются Соглашением по сельскому хозяйству (см. ниже)

[2] Развивающиеся страны должны привести свою экспортную политику в соответствие с этой нормой в течение 8 лет. Правило не применяется для ряда бедных стран.





http://www.fayzgo.uz