Обзор состояния транспортной логистики в Узбекистане - Транспортный информационно-логистический Портал

Обзор состояния транспортной логистики в Узбекистане

Вводная часть

Страны Центрально-Азиатского Региона объединены не только географически, у них общая культурная, политическая и экономическая история, и сегодня перед ними стоят общие задачи трансформирования системы государственного управления и государственных предприятий в более эффективные структуры. Это требует решения очень многих проблем, одной из которых является преодоление значительного «экономического расстояния», отделяющего их от мировых рынков товаров и услуг. Так как «экономическое расстояние» это сумма всех временных и материальных затрат, понесенных в процессе доставки груза на внешние рынки, вопросы оптимизации и снижения издержек на пути движения товаров, а также построение грамотной логистической цепочки поставок, для всех стран региона, являются определяющим фактором в их экономическом  развитии.

В 1991 году в результате распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в Центральной Азии образовались пять новых независимых государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Эти страны обладают  большими запасами углеводородного сырья (нефть и природный газ) и минеральной сырьевой базой.

Медленное развитие экономик этих государств происходит главным образом, из-за значительного «экономического расстояния» до мировых товарных рынков, с которым  сталкиваются транспортные и торговые компании стран региона.

«Экономическое расстояние» можно значительно сократить не только посредством улучшения физического состояния инфраструктуры, но и через упрощение процедур транзита и таможенной очистки, открытого и свободного доступа к источникам информации, а также искоренения неофициальных платежей.

Следовательно, для стран региона большое значение приобретает вопрос содействия развитию транзитных маршрутов, т.е. стать торговым, транспортным и экономическим мостом, соединяющим Японию, Китай и страны Юго-Восточной Азии с Россией и странами Европейского Союза, и обеспечение этих маршрутов современной транспортной инфраструктурой, включающей развитие информационной, торговой и складской логистики. Наряду с этим, одним из приоритетных вопросов государств Центральной Азии становится создание системы торговой и транспортной логистики, а также вхождение в глобальную систему цепочки поставок.

Неотъемлемой частью этого процесса является содействие созданию и развитию региональной транспортной инфраструктуры и торговли, которую надо рассматривать как основной фактор для достижения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест.

Внедрение эффективной системы логистики международных перевозок грузов позволит сократить транспортные расходы, в результате чего повысится конкурентоспособность товаров стран центрально-азиатского региона на внешних рынках.

Помимо того, что все пять центрально-азиатских стран находятся на большом расстоянии от мировых рынков, некоторые из них не имеют прямого выхода к морю.

Например, для выхода к морским путям, узбекским товарам необходимо преодолеть территорию двух стран, что приводит к увеличению доли транспортных расходов в стоимости  экспортных товаров.

Для  торговых  и транспортных компаний, наряду с большими расстояниями до мировых рынков, существенной проблемой являются физические барьеры, с которыми сталкиваются при перевозке грузов, - это задержка сроков поставки и неофициальные выплаты.

Система дорожного сообщения стран Центральной Азии включает приблизительно 66000 км магистральных дорог, из которых 29000 км несут на себе основную нагрузку  региональных и международных перевозок. Как и железнодорожная сеть, большинство основных автомобильных дорог направлены с севера на юг, при этом, транзит узбекских товаров осуществляется, в основном, через территории Казахстана и  России.  Существует один основной коридор А-40 в виде асфальтобетонной магистрали, пересекающей регион с востока на запад, связывая Ташкент и Алматы, с ответвляющимися дорогами в Китай и Туркменистан. Также существует пока единственный железнодорожный коридор в Китай, проходящий через пункт «Достык» на казахско-китайской границе.

Сети дорог в Центральной Азии обширны и в основном являются достаточными для удовлетворения потребностей пользователей. Однако большая часть автомобильных дорог в регионе находится в плохом состоянии, что свидетельствует об отсутствии надлежащего технического обслуживания. Это происходит, главным образом, в результате: 1) недостатка  бюджетных средств на техническое обслуживание дорог; 2) старых технических стандартов, применяемых для содержания и эксплуатации автомобильных дорог; 3) ограниченного использования новых технологий и методов при строительстве и техническом содержании автомобильных дорог, которые могли бы способствовать сокращению расходов на 20-30%.

Система железнодорожного сообщения стран Центральной Азии простирается более чем на 22000 километров. Казахстан обладает самой крупной и самой эксплуатируемой железной дорогой, которая составляет 66% от общей протяженности железнодорожных путей региона и выполняет 84% всех грузовых перевозок. По территории Узбекистана проходит около 18% региональных железнодорожных путей, на долю которых приходится около 11% всех перевозок. Туркменистан располагает приблизительно 12% региональных железнодорожных путей и 4 % от всех перевозок.

Развитие новых международных транспортных и торговых коридоров будут  требовать от перевозчиков  более быстрого и качественного обслуживания.  Метод работы с остановками, при котором одна государственная железнодорожная компания передает вагоны другой государственной железнодорожной компании, а также слабая система организации работ по замене колесных пар на пограничных переходах (Китай),  становятся препятствием в развитии не только региональной торговли, но и в развитии глобальной торговли между Востоком и Западом.

Сегодня регион стран Центральной Азии  претерпевает стремительные перемены. По мере интеграции экономик стран Центральной Азии в мировое сообщество, возрастает необходимость в сокращении транспортных и торговых барьеров, а так же в оптимизации международных перевозок грузов, путём совершенствования транспортной логистики.

Основная Часть

Транспортная  логистика Узбекистана

В настоящее время, не только в Узбекистане, но и во многих странах СНГ логистику воспринимают – как некоторый набор функций, связанных только с транспортировкой грузов. Между тем, практика ведения бизнеса в развитых странах показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в организации торговых потоков.  Логистика имеет много форм и направлений - это промышленная логистика, торговая логистика, информационная логистика, транспортная логистика, управленческая логистика, складская логистика и другие.

Сегодня, в Узбекистане только начинают появляться элементы логистического обеспечения торговли и транспортных перевозок грузов. Принимаются меры по налаживанию механизма для  эффективного использования информационных технологий, транспортных перевозок и транспортной инфраструктуры. Однако, темпы внедрения современных методов и технических средств логистики в практику организации и управления грузопотоками ещё недостаточны. К сожалению, в Узбекистане пока нет примеров действующих универсальных логистических центров, оказывающих полный комплекс логистических услуг по перевозке, переработке, хранению и предоставлению услуг предпродажного сервиса для розничной торговли. Одной из причин этого является отсутствие стратегии по развитию торговой и транспортной логистики Узбекистана.

 Если ещё недавно для узбекских предпринимателей было достаточно организовать только доставку грузов от поставщика до получателя, то теперь сформировался устойчивый спрос на увеличение спектра услуг по организации перевозок товаров – это организация интермодальных перевозок, доставка по принципу «от двери до двери», таможенная очистка, расфасовка, упаковка, хранение, товаров и т.д. В связи с этим, возникла необходимость в институциональном развитии логистической отрасли Узбекистана, повышении качества предоставляемых услуг в области промышленной, торговой, информационной, транспортной, складской, управленческой и других видов логистики. В связи с этим, встаёт ещё один вопрос, который связан с наличием  квалифицированных кадров в области логистики. Сегодня, развитие логистических услуг невозможно без обучения и повышения профессиональных знаний предпринимателей республики, а также преподавателей высших учебных заведений.

Правительство Узбекистана придаёт большое значение развитию международных коридоров, проходящих через территорию республики, обновлению транспортных магистралей, а также совершенствованию транспортной инфраструктуры Узбекистана. Для комплексного решения вопросов увеличения объёмов международных перевозок грузов, и привлечения транзитного грузопотока через территорию республики, уже сегодня необходимо начать активную работу над повышением качества услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями республики. В связи с этим, одним из приоритетов экономического развития республики стало внедрение на предприятиях Узбекистана систем управления качеством, соответствующих международным стандартам.

В настоящее время, национальные транспортные и логистические компании, не имеющие сертификации ISO 9001:2008 становятся неконкурентоспособными перед иностранными компаниями поставщиками транспортных и логистических услуг. 

Учитывая возрастающую конкуренцию на международном рынке транспортных и логистических услуг, для транспортных компаний осуществляющих международные перевозки грузов необходимо в обязательном порядке провести сертификацию по ISO 9001:2008, так как соответствие этому стандарту определяет рациональность и эффективность системы и организации управления.

В целях достижения устойчивого развития системы управления качеством на автотранспорте необходимо организовать обучение и подготовку национальных кадров по Системе Управлением Качеством (ISO9001:2008). Также необходимо организовать подготовку  тренеров для обучения и повышения квалификации специалистов в области транспортной и складской логистики.  

  Анализ структуры экономического развития  Узбекистана показывает, что  в связи с  улучшением и развитием  транспортной инфраструктуры, увеличением  объемов  транзита и региональной торговли,  рынок логистических услуг в республике в ближайшие годы будет расти ускоренными темпами. Сегодня национальные транспортные и логистические компании хотят воспользоваться этой возможностью и развить свой бизнес, улучшить  уровень предоставляемых логистических услуг до уровня международных стандартов.   

Система железнодорожного сообщения и железнодорожные перевозки

Железнодорожные пути в Узбекистане находятся в хорошем состоянии и пригодны для эксплуатации грузовых поездов со скоростью 100 км/час, а отдельные участки дорог, реконструированные в рамках программы АБР по реабилитации железных дорог Узбекистана, позволяют набирать скорость до 160 км/час. Железнодорожная инфраструктура Узбекистана строилась с соблюдением высоких стандартов для бестарных грузов и ее мощности рассчитаны на гораздо более значительные объемы перевозок. 

В соответствии с планами развития компании «Узбекистон Темир Йуллари», до 2015 года будут электрифицированы такие участки дорог с высокой плотностью движения, как  Самарканд–Карши–Ташгузар–Байсун–Кумкурган, Самарканд–Навои–Учкудук–Ургенч–Нукус, Навои–Бухара. Сегодня особое внимание уделяется дальнейшему развитию железнодорожных коммуникаций, реализации проектов по электрификации железнодорожных участков Мараканд-Карши и Карши-Термез.

Во избежание простоев на пограничном и таможенном контроле на территории Туркменистана, в Узбекистане была построена железнодорожная линия Нукус–Мискен–Учкудук–Бухара.  

В 2011 году железнодорожным транспортом перевезено 59,6 млн.тн грузов, что на 104,8% больше чем в предыдущем году, грузооборот составил 22533,2 млн.тн-км. или 101,1 %.

С обретением независимости правительство Узбекистана определило одним из главных приоритетов модернизацию железных дорог. Понимая, что основная часть перевозок в стране приходится на железнодорожный транспорт, АБР оказал содействие в реализации двух проектов, благодаря которым обновлено 660 км железнодорожных путей в ключевом транспортном направлении. В рамках этих проектов нашли применение новейшие методы укладки путей и поставлено современное оборудование, оптико-волоконные телекоммуникационные сети и компьютеризованные системы учета.

В ходе работ по гранту АБР для Афганистана, Государственная акционерная железнодорожная компания "Узбекистон темир йуллари" построила 75-километровый участок линии в Афганистане, расширив железнодорожную сеть на севере сопредельной страны. На финансирование электрификации 140 км дороги между Маракандом в Самаркандской области и городом Карши в Кашкадарьинской области выделен заем на 100 млн. долл. США. Указанное направление является частью шестого коридора программы Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Наряду с проводимыми работами по обновлению и реконструкции железнодорожных путей, необходимо принять меры по оптимизации всей цепочки организации грузоперевозок. Многими экспертами отмечается, что решениями данного вопроса могут стать -  широкое использование контейнеров, а так же модернизация объектов инфраструктуры, локомотивного парка и подвижного состава компании  «Узбекистон Темир Йуллари».

Система автомобильно-дорожного сообщения

Для правительства Узбекистана исключительно важное значение имеет ускорение реализации проектов по строительству и реконструкции дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, надежно соединяющей все регионы республики, обеспечивающей выход на региональные и мировые рынки. В этих целях в 2012 году осуществлено строительство и проведена реконструкция 517 км автомобильных дорог, 2 крупных транспортных развязок, 544 погонных метров мостов и путепроводов с направлением из Республиканского дорожного фонда средств в объеме, эквивалентном свыше 360 млн. долларам США, что на 12,5 процента больше, чем в 2011 году.

Высоко оценивая стратегическое значение модернизации автомагистралей не только для Узбекистана, но для всего Центрально-азиатского региона, международные финансовые структуры - Азиатский банк развития, Исламский банк развития, члены Арабской Координационной Группы предоставили Узбекистану льготные кредиты в объеме около 1,4 миллиарда долларов для строительства и реконструкции 742 км автомобильных дорог, приобретения современной дорожно-строительной техники. Только в 2012 году для этих целей освоено 109 млн. долларов США с вводом в эксплуатацию 165 км дорог с цементно-бетонным покрытием, включая реконструкцию дороги через перевал Камчик.

Плохое состояние дорог обычно увеличивает общие транспортные расходы на 20-30%. Поэтому восстановление национальной дорожной сети стало одним из основных  приоритетов  Узбекистана.

Недостаточное содержание и эксплуатация автомобильных дорог в прошлом, привела к ухудшению их состояния. К существующим проблемам можно отнести следующие основные факторы: 1) техническое обслуживание дорожной сети основано на стандартах бывшего СССР и не отвечают существующему уровню перевозок; 2) незначительное использование новых технологий и методов строительства и технического обслуживания, которые могли бы привести к существенному сокращению расходов.

Вследствие этого, многими международными экспертами для дальнейшего развития дорожного сектора предлагаются следующие меры:

1. Внедрение современных систем и методов управления дорожным хозяйством для достижения эффективности и результативности при использовании ограниченных ресурсов.

2. Совершенствование работы по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности транзитного транспорта и увеличения надежности транзитных перевозок автомобильным транспортом.

3. Внедрение международных стандартов дорожного строительства и новые экономичные методы работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту.

Автомобильные перевозки

В настоящее время в транспортной отрасли Узбекистана насчитывается около 400 автотранспортных предприятий занятых грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений увеличилось количество малых и средних автотранспортных предприятий с небольшим количеством автомобилей. Средний возраст автотранспортных средств составляет 12 лет, в том числе 60% парка эксплуатируется свыше 15 лет, все они полностью изношены и подлежат списанию. Более того, большинство автотранспортных средств не отвечают международным стандартам Евро-4, связанных с допустимой нагрузкой на ось и экологическими ограничениями, и, в результате этого, не допускаются к работе в Европе. Все они используются, главным образом, для перевозок грузов в Россию и другие страны СНГ. Подавляющая часть грузовых машин находится в частной собственности. Объективно, сегодня имеющиеся в Узбекистане автотранспортные средства не способны конкурировать на международном рынке и его операторы не могут соперничать с операторами из Ирана, Турции, Казахстана и России. В результате, большая часть узбекских автомобилей используются для перевозок товаров (например, хлопок, стройматериалы, товары народного потребления и сельхозпродукция) внутри страны.

Несмотря на указанные трудности, по официальной статистике происходит рост объема автоперевозок. Автомобильным транспортом в 2011 году перевезено 1149,4 млн. тн грузов, что на 8,8 процента больше, чем январе-декабре 2010 году. Грузооборот в 2011 году увеличился на 7,0 процента и составил 26,1 млрд. тн-км.

Доля  грузоперевозчиков входящих в категорию малого и среднего бизнеса  в общем объеме грузооборота автомобильного транспорта в 2011 году составила 73,7 процента, против 72,6 процента в январе-декабре 2010 года.

В январе-декабре 2011 года всеми видами транспорта перевезено 1269,0 млн.тн. грузов, что составляет 108,7 процента к уровню января-декабря 2010 года. Вместе с тем, грузооборот составил 80,9 млрд.тн-км и превысил уровень января-декабря 2010 года на 6,8 процента.

Роль автомобильных перевозок будет со временем увеличиваться, поскольку они являются более быстрыми и надежными, а так же связаны с более низким уровнем риска утраты или повреждения грузов. Вместе с этим, для ряда скоропортящихся продуктов и срочных товаров автоперевозки являются единственным реальным способом транспортировки. В силу этого, автомобильный транспорт является предпочтительным средством перевозки сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий и других не сырьевых товаров, экспортируемых из Узбекистана.

Существующий сегодня фискальный режим не стимулирует инвестиции в развитие сектора грузовых перевозок. В виду высоких импортных таможенных пошлин и акцизных налогов, стоимость приобретения грузовой автомашины иностранного производства в Узбекистане обходится примерно в 150.000 Евро за единицу. Банки и другие финансовые институты, предлагают высокие процентные ставки с коротким сроком погашения кредитов. Немногие узбекские компании могут позволить себе вкладывать крупные средства в автотранспортный бизнес. По этой причине отрасль грузоперевозок в Узбекистане находится на невысокой стадии развития.

В Узбекистане действует Ассоциация международных автомобильных перевозчиков  (AIRCUZ), которая  объединяет более 130 автотранспортных  компаний,  оказывающих  услуги по международным автоперевозкам.

Ассоциация принимает на себя гарантии, покрывающие ответственность за транспортные операции, производимые в соответствии с таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975г.), являясь таким образом участником эффективного государственно-частного партнёрства на  международном уровне.

В 2009 году национальными перевозчиками было использовано 5972 книжки МДП и перевезено 102 452 тонн грузов, в 2010 году было выдано 8616 книжек МДП  и перевезено  около 150 000 тонн грузов, а в 2011 году выдано 12632 книжки МДП. С использованием книжек МДП в 2011 году была осуществлена перевозка грузов в объёме 280 000 тонн грузов.

Ассоциация является действительным членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) и Федерации ассоциаций экспедиторов и перевозчиков стран Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ФАПЭ ЦАРЭС).

Авиаперевозки

Поскольку Узбекистан является страной, не имеющей выхода к морю, воздушные сообщения играют особенно важную роль в воздушных грузоперевозках, доля которых в международных перевозках составляет 4%.

С началом работы международного аэропорта в г.Навои (авиационный хаб), данный аэропорт стал крупнейшим центром воздушных грузоперевозок, предлагающим  комплексные логистические услуги для воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок грузов.  

На базе аэропорта г.Навои создан международный мультимодальный центр логистики, который объединяет грузовые авиаперевозки в Европу, Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. В 2011 году по международным маршрутам из этого аэропорта было перевезено около 60 тыс. тонн груза, что позволило интегрировать его в глобальную логистическую сеть. Грузовые перевозки через аэропорт «Навои» выполняются в такие города Европы и Азии как: Брюссель, Сарагосу, Милан, Шанхай, Вену, Франкфурт, Бангкок, Дели, Мумбаи, Дакку, Стамбул, Доху и Дубай. На стадии проработки находятся направления в Алматы, Москву, Ригу и Ханой.

Для дальнейшего развития международного хаба в аэропорту г.Навои проведены работы по реконструкции и расширению пассажирского терминала, это позволило увеличить пропускную способность аэропорта до 400 пассажиров в час.

За годы независимости полностью обновлен парк самолетов национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари". Сегодня он имеет современные лайнеры «Боинг-757» и «Боинг-767», А320 и А310, Rj-85, а также лайнеры отечественного производства «Ил-114-100». Продолжается пополнение парка самолетами нового поколения, в частности тремя «Боинг-767» и двумя «Боинг-787 Dreamliner».  Введен в эксплуатацию новый тренажерный комплекс НАК «Узбекистон хаво йуллари», оснащенный современным оборудованием.

В 2011 году воздушными судами НАК "Узбекистон хаво йуллари" выполнено 24437 рейсов, что на 889 больше, чем в 2010 году. Перевезено 2 млн. 322 тысячи пассажиров - на 155,8 тысячи больше, чем в 2010 году. Увеличились и грузовые перевозки. Перевезено 48,2 тысячи тонн, что на 5,1 процента, или на 2,3 тысячи тонн больше.

Отправление грузов воздушным транспортом составило 30,6 тыс.тн, что выше уровня января-декабря 2010г. на 3,8 процента.  

   Несмотря на то, что воздушный и железнодорожный транспорт Узбекистана считаются лучшими в Центральной Азии, услуги по управлению цепочкой поставок и материально техническое обеспечение грузоперевозок в Узбекистане требуют совершенствования. Это определение относится и к сектору автотранспортных  перевозок.

Транспортное экспедирование грузов

Транспортно-экспедиторский бизнес еще не получил достаточного развития в Узбекистане. Хотя существует много местных компаний, портфель транспортно-экспедиторских услуг, предлагаемых большинством из них далеко неполный, также остаётся нерешённым вопрос ответственности национальных экспедиторов, особенно в случаях, когда в транзитную цепочку вовлечены более одной транспортной и  экспедиторской компании.

В Узбекистане 3PL услуги по управлению цепочкой  поставок всё ещё находятся в начальной стадии. На сегодняшний день, существует потребность в повышении стандартов услуг, предоставляемых национальными транспортно-экспедиторскими компаниями.

 В силу этого, иностранные клиенты предпочитают пользоваться услугами иностранных перевозчиков и экспедиторов, несмотря на более высокую стоимость таких услуг, поскольку они предоставляют широкий спектр услуг и более надежны. В Узбекистане активно действуют различные транспортно-экспедиторские компании из России, Казахстана, Германии, Швейцарии, Кореи и Китая.

Логистические Центры

За последние 5 лет темпы роста в Узбекистане составили в среднем 8,5%, что выше среднего показателя роста по Центральной Азии. Темп роста ВВП в 2011 году, фактически составил 8,5%, а за период 2000-2010 годы объёмы ВВП увеличились в 2,1 раза, и поэтому показателю Узбекистан находиться среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Устойчиво высокими темпами росли в истекшем году  промышленное производство – 6,3%, производство продукции сельского хозяйства – 6,6%, объём розничного товарооборота – 16,4% . Объём потребительских товаров в 2011 году вырос на 11,2 процента. Объём экспортной продукции в 2011 году возрос против 2010 года почти на 15,4% и составил более 15 млрд. долларов США, или увеличился против 2000 года на 4,6 раза. Положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило 4,5 млрд. долларов США.

Учитывая ежегодно возрастающие объемы торговли  между странами  Юго-Восточной Азии и Европы, а также перспективность использования транспортно-транзитного потенциала Узбекистана, вызывает необходимость улучшения транспортной  и торговой инфраструктуры, которые  включают в себя создание современных складских комплексов по хранению, переработке, складированию и  распределению экспортно-импортных грузов. Несомненно, эти складские терминалы могли бы обслуживать как внутренние грузы, так и грузы, проходящие транзитом через Узбекистан. Создание Логистических Центров с функциями и всей надлежащей инфраструктурой «сухого порта» могли бы стать хорошим решением по оптимизации международных перевозок грузов.  

В настоящее время из существующих на территории Узбекистана  складских терминалов, только небольшое количество отвечает современным требованиям, предъявляемым к подобным комплексам и они, как правило, являются специализированными и ориентированными на экспортную продукцию (например, хлопковые терминалы) или созданные для обеспечения грузовых перевозок и обслуживания специализированных свободных экономических и индустриальных зон (СИЭЗ «Навои» и СИЗ «Ангрен»).

   Географическое расположение Узбекистана является стратегически важным аспектом и стимулом развития сети современных складских комплексов и логистических центров торговой инфраструктуры, которые могли бы минимизировать  логистические затраты производственных и торговых компаний по доставке грузов.

Исследование, проведённое при техническом содействии АБР, и подготовленная на её основе Стратегия развития транспортного сектора Узбекистана показали необходимость развития логистических центров и складских терминалов, как основных компонентов транспортной инфраструктуры.

   В настоящее время, помимо проблем, существующих в системе железнодорожных и автомобильных перевозок, в Узбекистане наблюдается недостаточное развитие инфраструктурных объектов логистики и коммуникаций, которые можно было бы использовать для организации хранения, переработки  и  упаковки  экспортно-импортных грузов.

Например, Узбекистан производит значительное количество сельскохозяйственной продукции (овощей, фруктов) однако из-за отсутствия соответствующих логистических центров по обработке, упаковке и их хранению, более 50% продукции становятся неконкурентными на внешних рынках.

Только недавно в Узбекистане был создан современный интермодальный центр логистики, который обслуживает в основном международные грузовые авиаперевозки (объединение и компоновка грузов) это авиационный  хаб в г. Навои. 

В середине 2009 года было создано ЗАО «Центр логистики Ангрен» которое, является одним из самых крупных логистических центров по обслуживанию автомобильных и железнодорожных перевозок в Узбекистане. В настоящий момент международный центр логистики «Ангрен» располагает складами, комбинированным терминалом, подъездными путями и маневровыми площадками, гостиницей и охранными структурами. Площадь транзитно-грузового терминала занимает территорию площадью 8,6 гектара  на которой имеются  железнодорожные путевые линии для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с железнодорожных вагонов. Мощности терминала могут перегружать до 22 контейнеров со складированием 60 контейнеров и обработкой до 1500 тонн на складских площадях. Объём перевозок через перевал «Камчик» компанией ЗАО  «Центр логистики Ангрен» в 2011 году составил 4,2 млн. тонн грузов, что  в 1,3 раза больше чем в 2010 году.

Для представления данных о международных транспортных коридорах, их протяжённости, техническому состоянию, придорожной инфраструктуре, пунктах и правилах пересечения автотранспортных средств, перечне и размерах действующих платежей за въезд и транзит, запретах и ограничениях при въезде на конкретную территорию и т.д., ООО «Ассоциация по развитию бизнес логистики» создан Транспортный Информационно-Логистический Портал www.logistika.uz.

Наличие своевременной информации о складских терминалах позволило бы более эффективно спланировать  производственный и перевозочный процесс, повысить рентабельность и снизить себестоимость товаров. Логистический Портал создал единую доступную для всех транспортных компаний и предпринимателей Центрально-азиатского региона информационную базу данных о наличии складских терминалов, их специализации, свободных площадях и тарифах, о наличии подвижного состава и грузов, а также статистическую базу грузового потока.

Наряду с этим, активно реализуется еще один крупный инвестиционный проект, который осуществляет компания СП ООО «UzVneshTrans». Речь идет о строительстве Международного центра логистики в г.Ташкент. Это первый и пока единственный логистический центр в столице республики. МЦЛ «Ташкент» будет оказывать полный спектр услуг по обработке, хранению, таможенной очистке, транспортировке грузов, в том числе работа будет организована по принципу «от двери до двери». Его запуск в эксплуатацию СП ООО «UzVneshTrans» планирует  во второй половине  2013 года.

Летом 2010 года в г.Ташкенте открылся современный, холодильно-складской логистический комплекс «Sergeli-Agrofresh», который на сегодняшний день является  крупнейшим в Узбекистане: площадь производственных помещений – 14 тыс. кв.м, вместимость – 10-16 тыс. тонн грузов. Комплекс оборудован современным холодильным оборудованием ведущих европейских стран. Соблюдение режима хранения по температуре и влажности полностью автоматизировано.

«Sergeli-Agrofresh»  оказывает  целый  ряд логистических услуг. В первую очередь это все виды обработки грузов – от простой разгрузки до сортировки, маркировки и наклеивания этикеток. 

Состояние вопросов образования в области логистики

Современная логистика это эффективное управление материальными и сопутствующими развитию бизнеса (информационными, финансовыми, лизинговыми, сервисными и др.) услугами  для достижения запланированных целей с оптимальными затратами всех ресурсов.               

В настоящее время экономика Узбекистана испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных кадров в сфере логистических услуг. Сейчас специалисты по логистики востребованы не только в сфере транспорта, но практически во всех отраслях экономики.

На сегодняшний день, в системе высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, отсутствуют учебные программы и  курсы по подготовке бакалавров и  магистров  для работы в сфере логистических услуг по различным отраслям экономики (торговля, транспорт, промышленность и т.д.). Предприниматели испытывают трудности с поиском  квалифицированных специалистов в области логистики.

Проведённый опрос среди различных компаний Узбекистана,  показал актуальность вопроса обучения и потребность в специалистах по промышленной, транспортной,  торговой, информационной и складской логистики. В настоящее время, национальные компании  начинают понимать, что  транспортная логистическая стратегия должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования бизнеса, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды стратегий.

 Складывающаяся ситуация диктует необходимость осуществления специализированной подготовки профессиональных специалистов в области  материально технического обеспечения и управления цепочкой поставок. В настоящее время в высших учебных заведениях республики стали открываться кафедры по логистике (Ташкентский автодорожный институт, Ташкентский Государственный Экономический Университет),  которые нуждаются в подготовке учебных программ и квалифицированных преподавателей.  Сегодня необходимо разработать учебные планы и учебные пособия для глубокого изучения и преподавания студентам, пригласить для этих целей зарубежных специалистов и преподавателей из ведущих институтов и университетов зарубежных стран.

  Исследования, проведенные международными экспертами в 2006 году по проекту АБР (ТС4659-УЗБ) «Стратегия развития транспортного сектора Узбекистана», также показали огромную потребность в обучении по транспортной логистике. В своих рекомендациях, международные эксперты указали на необходимость организации обучающих курсов по подготовке и переподготовке национальных кадров в области транспортных логистических услуг.

Ежегодно возрастающая потребность в обучении и повышении квалификации специалистов в области логистики связана с тем, что в Узбекистане получает всё большее развитие сеть международных транспортных коридоров и транспортных логистических центров и, в связи с этим, в стране растёт потребность в специалистах по транспортной логистике и требования к их квалификации. Одним из путей ускорить и повысить уровень подготовки таких специалистов видится в сотрудничестве с развитыми странами мира, имеющими большой опыт в этой области.

Участие международных организаций в развитии транспортной  логистики Узбекистана

Стремительное развитие экономик стран Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики соответственно увеличение грузопотоков в направлении Азия–Европа-Азия стало основным фактором активизации международных организаций направленных на упрощение торговли и транспортных перевозок  в странах Центрально-азиатского региона и   создание транснациональных коридоров.

Через Специальную программу для экономики Центральной Азии (SPEСA) и программу действий по развитию доступа к мировым рынкам стран не имеющих выхода к морю и стран транзита, а также через свои региональные комиссии ЕЭК и ЭСКАТО, на протяжении последних лет ООН предпринимает значительные усилия по развитию Евроазиатских транспортных коридоров.

Организация по безопасности в Европе  (ОБСЕ) направила свои усилия на распространение опыта управления процессом пересечения границ и борьбу с коррупцией. ОБСЕ оказывает содействие обеспечению надлежащего управления при пересечении границ, повышению безопасности наземного транспорта и облегчения международных перевозок в регионе стран ОБСЕ. На протяжении последних лет в Узбекистане ОБСЕ реализует проект «Содействие в развитии транспортного сектора Узбекистана».

Европейский Союз с 1993 года активно поддерживает программу развития транспортного коридора для перевозки грузов в направлении Европа-Кавказ-Азия  ТРАСЕКА.

Азиатский Банк Развития (АБР) реализует программу Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества – ЦАРЭС, в рамках которой осуществляется проект по мониторингу международных коридоров стран ЦАРЭС.

Международный Союз Автомобильного Транспорта  (IRU), начиная с 2008 года, приступил к реализации Новой Евроазиатской автотранспортной инициативы (NELTI), целью которой является запуск регулярных коммерческих автомобильных перевозок грузов между Европой и Китаем.

Обществом по международному сотрудничеству (GIZ–Германия), начиная с 2010 года, через программу  «Региональное экономическое развитие в Центральной Азии» осуществляется обучение и повышение квалификации специалистов Узбекистана в области транспорта и  логистики.

Германский Фонд экономического развития и профессионального обучения (SEQUA GmbH) – через проект по повышению квалификации специалистов транспортных и логистических компаний  - «LogTrainLogistics Training in Uzbekistan».

Справочный материал

 

Международные коридоры

 

1. Трансафганский международный транспортный коридор
Термез (Узбекистан) - Мазари Шариф - Герат (Афганистан) - Бандар-Аббас (порт) и Чобахор (порт) (Иран).

2. Транспортный коридор Андижан–Ош–Сарыташ–Иркештам–Кашгар является наикратчайшим путем, связывающие наземные коммуникации между Узбекистаном и Китаем. (Трехстороннее соглашение между КНР, Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан о международном автомобильном движении подписано в феврале 1998 года).

3. Международный транспортный коридор Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман-Катар. (Маршрут этого транспортного коридора, открывающего собой новую страницу в развитии геоэкономического сотрудничества, проляжет от Узбекистана через Фараб в Туркменистан и через Серахс в Иран, оттуда, достигнув Персидского залива - к портам Омана и Катара).

 

I. Существующие транспортные коридоры (автомобильные перевозки) к морским портам

1.1. Ташкент – Кизил-Орда – Аральск – Актюбинск – Балтийские порты

1.2. Ташкент – Чимкент – Балхаш – Астана – Петухово – Челябинск – Москва

1.3. Ташкент – Чарджоу – Нукус – Гурьев – Астрахань – Черноморские порты

1.4. Ташкент – Чимкент – Алматы – Семипалатинск – Дальневосточные порты

 

II. Развивающиеся транспортные коридоры (автомобильные перевозки)

2.1. Ташкент – Алматы – Дружба – Урумчи – порт Ляонгань (Китай) – порт Пуссан (Корея)

2.2. Ташкент – Бухара – Чарджоу – порт Бендер-Аббас (Иран)

2.3. Ташкент – порт Туркменбаши – Баку – порт Поти (Грузия)

2.4. Ташкент – Чарджоу – Тегеран – порт Мерсин (Турция)

2.5. Ташкент – Кунград – Бейнеу – Астрахань – Россия (Украина) – Европа

 

III. Перспективные транспортные коридоры (автомобильные перевозки)

3.1. Ташкент – порт Актау – Баку – порт Поти (Грузия)

3.2. Ташкент – порт Актау – Волга – Волга-Дон канал – Черное море

3.3. Ташкент – порт Туркменбаши – Астрахань – Россия – Европа

3.4. Ташкент – Кунград – Астрахань – порт Новороссийск

3.5. Ташкент – Андижан – Ош – Сарыташ – Иркештам – Кашгар (Китай)

3.6. Ташкент – Термез – Мазари-Шариф – Шеберган – Герат – Догарун – порт Бендер Аббас, (или Тегеран - Анкара)

3.7. Ташкент – Термез – Мазари-Шариф – Шеберган – Герат – Дилором – Милак – порт Чахбехар

IV. Коридоры программы ЦАРЭС, проходящие через- Узбекистан

1. Коридор ЦАРЭС – 2а 

Направление: Астрахань – Бейнеу – Бухара – Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам

2. Коридор ЦАРЭС – 2b

Направление: Баку – Туркменбаши – Бухара – Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам

3. Коридор ЦАРЭС – 3а

Направление: Рубцовск – Алматы – Шымкент – Ташкент – Бухара – Серахс – Бендер Аббас

4. Коридор ЦАРЭС – 3b

Направление: Рубцовск – Алматы – Бишкек – Ош – Карамык –Джиргатал – Дарбанд – Душанбе – Сарыасия – Термез

5. Коридор ЦАРЭС – 6а

Направление: Астрахань (Россия) – Бейнеу (Узбекистан) – Бухара – Гузар – пограничный таможенный пост «Хайратон» (Термез, Узбекистан) – Мазар-и-Шариф (Афганистан)

6. Коридор ЦАРЭС – 6b

Направление: Оренбург (Россия) – Кызылорда – Шымкент (Казахстан) – Ташкент – Самарканд – Термез (Узбекистан)

7. Коридор ЦАРЭС – 6с

Направление: Оренбург (Россия) – Кызылорда – Шымкент (Казахстан) – Ташкент – Хаваст (Узбекистан) – Ура-Тюбе – Айни – Душанбе – Курган-Тюбе – Нижний Пяндж (Таджикистан) – Ширхан Бандар – Кундуз – Кабул (Афганистан)

 

Источники:

Всемирный Банк – проект «Содействие развитию торговли и транспорта в Средней Азии»

АБР программа CАREC –«Измерение и мониторинг эффективности коридоров ЦАРЭС»

АБР  - проект  «Стратегия развития транспортного сектора Узбекистана»

IRU  -  проект Инициатива «Модельное шоссе»

АСМАП – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Узбекистана

Госкомстат Узбекистана





http://www.fayzgo.uz