Повышение эффективности использования грузовых автомобилей в регионах республики Казахстан
В современной рыночной экономике основным конкурентным преимуществом любого предприятия становится качество производимой продукции или оказываемых услуг. Повышение эффективности использования грузовых автомобилей для регионов республики является актуальной задачей. В Казахстане имеется около 400 тыс. единиц грузовых автомобилей, общий объем грузооборота составляет более 80 млрд т/км, а перевезенного груза — около 2,0 млрд т. средний годовой пробег при перерасчете на одну машину составляет 60—80 км.
В целях реализации стратегии индустриально-инновационного развития и перспектив территориального развития, а также за счет повышения качества оказываемых транспортных услуг планируется снизить грузоемкость экономики до 5 т/км/$ от ВВП. Транспортная
составляющая в стоимости конечной продукции и услуг снизится до 6,9%, повысится конкурентоспособность казахстанского экспорта.
Ведущие специалисты в области качества давно установили, что качество выпускаемой продукции на 95% зависит от уровня организации процессов деятельности и только на 5%— от других причин.
Система управления качеством перевозки задает требования к организации и выполнению промежуточных технологических процессов цепи поставок таким образом, чтобы конечный результат оказываемых услуг был качественным и своевременным с точки зрения потребителя.
Для оценки эффективности использования и функционирования грузовых автомобилей обычно пользуются показателями, напрямую определяющими параметры поставки: грузооборотом, скоростью оборачиваемости запасов, временем и расстоянием доставки, ритмичностью и надежностью поставок, затратами на доставку и т.д. Эти показатели в абсолютном выражении дают информацию об эффективности транспортного процесса только на отдельном звене, а не по всей цепи поставок. Влияние транспортного процесса на цепь поставок проявляется в изменении показателей, которые, на первый взгляд, не имеют к нему никакого отношения (например, эф-
фективность промежуточных технологических процессов зависит от человеческого фактора).
Оптимизация цепи поставок за счет совершенствования и повышения производительности промежуточных технологических процессов представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для их синхронизации в распределенных организационных структурах области.
С точки зрения оптимизации цепи поставок и исполнения, модули полностью выстраивают процесс операций и планирования складской и транспортной логистики, исполнения операций на складе и перевозок. В системе цепи поставок присутствуют все операции: от формирования и обработки заказа на поставку и складского хранения и обработки/комплектации товаров до завершения поставок и финальных взаиморасчетов.
Стандартизованная интеграция модулей с традиционными контурами помогает эффективно планировать входящие и исходящие поставки, отправку грузов, использовать различных поставщиков складских и транспортных услуг, собственный транспортный парк, а также эффективно совмещать и оптимизировать несколько вариантов работы. Управление цепями поставок является целостной концепцией ведения бизнеса, объединяющей в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий. От управления цепями поставок зависит до 30% эффективности бизнеса промышленных, логистических и торговых компаний. Значение цепи поставок как ключевого фактора повышения доходности и конкурентоспособности бизнеса непрерывно возрастает. Управление цепями поставок стремительно развивается, а инвестиции в цепи поставок будут увеличиваться и в будущем.
Реализованные проекты и результаты исследований по внедрению концепции управления цепями поставок показали возможность снижения общих затрат в цепи поставок до 50%, времени приема и подготовки грузов к погрузке — до 50%, повышение точности поставок — до 55%, улучшения использования грузовых автомобилей — до 20%, повышения прибыли за счет оптимизация процесса — до 25%, повышения качества обслуживание потребителей — до 35%, увеличения оборота и доли рынка за счет повышения скорости реакции и гибкости цепей поставок — до 55%. Учитывая, что доля затрат в цепи создания стоимости, приходящаяся на цепи поставок, составляет 75%, а до 80% стоимости конечного продукта зависит от решений, принятых на этапе построения цепи поставок, значение эффективного управления цепями поставок трудно переоценить.
Для разработки моделей был проведен эксперимент на автотранспортных предприятиях с целью выделения перечня наиболее важных технологических процессов. Целями исследований являются оптимизация промежуточных технологических факторов за счет уменьшения трудоемкости и повышение эффективности использования рабочего времени, сокращение времени выполнения грузовыми автомобилями конкретного задания или грузоперевозок до минимума.
Одним из факторов, уменьшающих транспортные расходы, является доставка груза в заранее установленные сроки. Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. В случае непредвиденных сбоев в графике перевозок участники несут значительные финансовые потери, поэтому было принято решение организовать региональный транспортно-логистический и распределительный центр (РТЛРЦ) в кызылординской области на базе действующего автотранспортного предприятия. К основным задачам этого РТЛРЦ относятся:
· централизация приема заказов на перевозку грузов;
· прием грузов, упаковка, маркировка, временное хранение и погрузка;
· уменьшение влияния человеческих факторов на своевременность и качество перевозки;
· выбор транспортно-технологической схемы перевозки груза;
· выбор перевозчика и вида транспорта;
· маршрутизация перевозок и контроля движения груза в пути;
· обеспечение сохранности груза во время перевозки;
· совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок.
Реализация приведенных принципов логистической концепции управления грузовыми перевозками на основе региональных коммуникационных сетей позволит сформировать единое
доступное информационное пространство для всех организаций транспортно-экспедиционной структуры и не только в конкретном регионе, но и по республике Казахстан.
Результаты проведенных наблюдений показывают, что наибольшей эффективности можно добиться при оптимальной системе управления подвижным составом, обеспечивающей возможность широкого использования всех технических и эксплуатационных возможностей автомобилей. В свою очередь, в основе любой рациональной системы управления подвижным составом в рыночных условиях лежит стремление к большей концентрации транспортных услуг. Внедрение предложенной системы показывает: если проследить за процессом
совершенствования методов управления автомобильным транспортом, становится очевидной тенденция к увеличению концентрации транспортных услуг. Запуск централизованных перевозок грузов с организацией РТЛРЦ стал важным этапом в совершенствовании методов планирования и организация работы автомобильного транспорта для Кызылординской области. Организация централизованных перевозок значительно повышает производительность труда при выполнении всех промежуточных технологических процессов в цепи поставок и способствует улучшению использования подвижного состава.
Следует отметить, что экономические измерители эффективности автомобильных перевозок связаны с определением социально-экономических условий и, следовательно, должны
систематически модернизироваться. Экономический эффект от внедрения предложенного центра достигается за счет ликвидации потерь времени по организационным причинам, снижения
эксплуатационных затрат и общей суммы приведенных расходов. об этом свдетельствует расчет экономической эффективности внедрения данной системы в Тоо «Тулпар» Кызылординской области.
В то же время необходимо правильно оценивать показатели эффективности РТЛРЦ, чтобы следить за ужесточающимися условиями конкурентной борьбы и иметь возможность принимать оперативные меры по исправлению осложнившейся ситуации. Для грамотного управления необходим анализ деятельности предприятия по различным параметрам. Практика показывает, что компания начинает работать рентабельно при загрузке мощностей и кадров на 70—80%.
Цифры зависят от наличия и квалификации рабочих, объема машин и длительности среднего заказа, оборудования, используемого на промежуточных технологических процессах в цепи поставок.
Ниже приведен перечень параметров, которые целесообразно контролировать в РТЛРЦ:
1. количество:
— принятых заказов;
— выполненных заказов;
— невыполненных заказов;
— объем отправленных грузов.
2. качество:
— коэффициент использования грузоподъемности отправленных грузовых автомобилей;
— количество повторных заказов от грузоотправителей;
— соотношение положительных и отрицательных обращений;
— индекс удовлетворенности клиента;
— текучесть штатных кадров.
3. издержки:
— общие в расчете на единицу объема заказа;
— оплата труда штатных работников;
— соотношение плановых и фактических издержек;
— оплаченные счета;
— издержки на квадратный метр помещения и территории.
4. сроки:
— среднее время обработки заказа;
— процент поставок вовремя;
— процент заказов, выполненных за 48 часов.
Выводы
Основные результаты проводимой в республике Казахстан экономической реформы зависят от эффективности развития регионов страны. Особенности регионов Казахстана отличаются тем, что единственным видом транспорта, связывающим населенные пункты и районные центры, является автомобиль. И от эффективности использования автотранспорта зависит уровень и темп развития регионов. Мы обосновали создание РТЛРЦ, позволившего повысить производительность и качество выполняемых промежуточных технологических процессов и уменьшить простой грузовых автомобилей под погрузкой и разгрузкой.
Жумажан Жанбиров, Центрально-Азиатский университет,
Директор института «Машиностроение и транспорт», профессор, д.т.н.
Жупарбай Ибраев, Центрально-Азиатский университет,