Николай Лобанов: «Логистика это инновация» интервью еженедельнику "Работа для Вас" - Transport and Logistics Information Portal

Николай Лобанов: «Логистика это инновация» интервью еженедельнику "Работа для Вас"

Наша справка: Николай Лобанов – владелец и ведущий эксперт компании Lobanov Logist; разработчик логистических проектов для российских компаний первого эшелона. Систематически проводит авторские тренинги и семинары по логистике, статьи Лобанова опубликованы в «Новой газете», «Российской газете», «Российской бизнес-газете» и ряде узкопрофессиональных изданий

Николай Лобанов - ведущий эксперт российской логистики. В интервью «Профессиональному обучению» г-н Лобанов рассказывает, какие знания необходимы современным логистам, почему для эффективной работы не достаточно одной вузовской «корочки», и в каких специалистах больше всего нуждается отечественный рынок

- Если говорить о профессиональной подготовке, что является основной проблемой российских логистов? В какой области им стоит получать дополнительные знания?

- Ко мне обращается много студентов и молодых специалистов, испытывающих проблемы с трудоустройством. Дело в том, что чистая теория не ложится на нашу действительность без должной адаптации. В вузах дают базовые знания, но эти знания часто поверхностны и абстрактны. Логистика как мировоззрение, как наука, находится в стадии активного развития, преподавателям вузов сложно отследить ежедневные новации, поэтому материал, который они дают, нередко оказывается устаревшим, хоть и правильным. Мне кажется, для подготовки логистов хорошо подошла бы технология, задействованная в медицинских вузах, когда с первого курса студенту дают не только теорию, но и практические навыки.

Вообще логисту крайне необходимы знания и умения в смежных с логистикой областях, - в менеджменте, финансах, бухгалтерии, информационных технологиях, маркетинге; также очень важен иностранный язык.

- Много ли в отечественной логистике людей с профильным образованием, со специальностью «Логистика» в дипломе?

- Статистики я не встречал, но по своему опыту могу сказать, что дипломированных логистов у нас не много. Во-первых, прошло слишком мало времени с 2000 г., когда в вузах появилась специальность «Логистика». Во-вторых, многие профессиональные логисты, занимаясь самообразованием и имея большую практику, не видят особого смысла в получении «корочек».

- Многие абитуриенты относятся к специальности «Логистика» настороженно: она кажется им скучной, с одной стороны, и не особо перспективной – с другой. Как в реальности выглядит ситуация на рынке занятости?

- Да, вузы преподают логистику на основе «фундаментальной теории». Весёлого в ней действительно мало, мало жизни, житейской практики. Нередко, выйдя из вуза, молодые специалисты уверены, что знают всё, но в первые же дни на работе терпят фиаско. Сегодня возникла тенденция, когда вузы приглашают логистов-практиков на мастер-классы, делают акцент на практическую составляющую профессии. Я думаю, такой подход должен оживить сухую теорию. Что касается перспективности, то потребность рынка в квалифицированных логистах огромна, сегодня это одна из самых востребованных и модных специальностей. Я знаю многих юристов, менеджеров, ИТ-специалистов, которые переквалифицируются в логистов.

- Можно ли отсутствие фундаментальной подготовки в логистике заменить семинарами, курсами и опытом практической работы?

- Теория без практики мертва, но и практика без теории обречена на нескончаемое изобретение велосипеда. Семинары и курсы могут быть полезны только в нескольких случаях. Они хороши для узких специалистов, так как позволяют расширить общие знания о логистике. Одновременно семинары полезны тем практикам, у которых есть злободневные вопросы. Однако дополнительное образование не заменит вузовской подготовки. Фундаментальные знания необходимо приобретать в вузе или посредством систематического самообразования.

- Западные коучи предпочитают давать много общих установок («мысли позитивно», «доверяй себе», «честным быть выгодно» и т.п.), тогда как отечественные тренеры дают инструментарий для решения конкретных проблем. Какой метод в наших реалиях более эффективен, с вашей точки зрения?

- Вопрос, конечно, интересный! «Западники» мыслят стратегически, «наши» - тактически. В России для работы на топ-должности нужно и то, и другое. Нужно уметь мыслить стратегически, чтобы понимать направление движения, и владеть тактическими методами, чтобы успешно реализовывать локальные задачи. Для логиста по ВЭД знания западной психологии ведения бизнеса необходимы как иностранный язык. Вместе с тем, для специалиста среднего звена более полезными будут советы наших тренеров, западных коучей он просто не воспримет.

- Какие семинары по логистике пользуются наибольшим спросом? Почему?

- Наибольший интерес вызывают семинары, на которых решаются конкретные задачи, которые учат практической методологии. Многие логисты варятся в собственном соку, занимаются только «текучкой». Это сужает кругозор, нередко они перестают замечать очевидное. Приходя на курсы, такие логисты получают возможность расшить свои знания, обменяться с коллегами методами работы и утвердиться в правильности своих представлений. Второй тип семинаров – «галопом по европам», дающий поверхностные знания обо всём, так же имеет стабильную аудиторию. Особенно актуальны они для представителей других профессий, которых волею судеб занесло на место логиста.

- Какие темы семинаров и тренингов наиболее актуальны сегодня, на ваш взгляд?

- Сейчас актуальна производственная логистика, так как после кризиса наблюдается локальный подъём производственных компаний, да и многие дистрибьюторы решили открыть собственные производства, чтобы повысить свою устойчивость на рынке. В связи с созданием Таможенного союза в ВЭД и таможне наблюдается большая неразбериха, поэтому особую актуальность имеют семинары, объясняющие, как же сейчас нужно работать в сфере ВЭД.

- В каких специалистах, на ваш взгляд, сегодня ощущается наиболее острая потребность – в рядовых или в «топовых» логистах?

- В посткризисный период многие компании избавились от «дорогих» директоров по логистике, передав часть их функций исполнительным директорам и исполнителям среднего звена. Тем самым он подрубили сук, на котором сидели, – последствием таких кадровых решений стала смерть ряда компаний. Уцелевшие сейчас снова ищут «топов» по логистике, но с качествами универсального солдата и на скромные зарплаты. «Топы» же знают себе цену, поэтому многие вакансии топ-логистов висят месяцами.

Неизменным спросом пользуются специалисты по продажам логистических услуг. В основном это специалисты транспортной и складской логистике. Особенно ценятся логисты-продажники со своей клиентской базой. Требуются также «топы» по работе с Азией, с Китаем со знанием иностранных языков, опытом и своими наработанными контактами.

- В статье «Логистика и мегаполис: проблемы и решения» вы говорите: «логистическое управление можно считать инновацией, которая может дать прорывной синергический эффект». Вы рассматриваете логистику как эффективный инструмент управления мегаполисом, страной в целом. Насколько реально внедрение «государственной логистики» в сегодняшних условиях?

- Да, логистика это инновация, которая может дать огромный эффект при умелом применении. Логистические методы могут быть одинаково эффективны как на уровне организации рабочего дня, так и на государственном уровне. Во всех развитых странах логистика давно заняла своё почётное место в государственном управлении. Будем надеяться, что и наше правительство начнёт просчитывать свои решения логистической методологией, что даст возможность более эффективно, толково использовать бюджетные средства страны.

Источник: Николай Лобанов   www.lobanov-logist.ru





http://www.fayzgo.uz