Дороги, ведущие в будущее.
Президент Узбекистана Ислам Каримов на итоговом заседании правительства назвал важнейшим приоритетом 2012 года обеспечение опережающего развития транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, подчеркнув при этом, что "сегодня трудно себе представить современную высокоразвитую страну без широко разветвленных магистральных коммуникаций, обеспечивающих развитие экономики и жизнедеятельность городов и населенных пунктов".
По рентабельным коридорам - к морским портам
Под руководством главы государства в стране с первых дней независимости большое внимание уделяется строительству транспортных артерий, что является важным направлением экономических реформ. Во всех регионах прокладываются широкие и ровные дороги, строятся современные мосты, путепроводы. Такое отношение было обусловлено тем, что транспортная инфраструктура в начале девяностых годов прошлого века не отвечала быстро растущим темпам развития.
Для иллюстрации приведем такие факты и цифры. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляла в те годы 39828 км. Через важное в транспортном отношении плато Устюрт пролегало почти 250 км грунтовых дорог, от которых у водителей остались самые недобрые воспоминания. Путь в Ташкент из областей Ферганской долины в зимнее время пролегал через Таджикистан. Построенная в конце пятидесятых годов прошлого столетия автомобильная дорога через перевал Камчик Кураминских гор находилась в таком состоянии, что не могла обеспечить интенсивное транспортных движение средств. Чтобы проехать на автотранспорте в отдельные регионы страны, приходилось пересекать территории Казахстана и Туркменистана.
За последние годы в соответствии с постановлениями Президента и правительства государственно-акционерной компанией "Узавтойул" были осуществлены проекты, улучшающие автомобильное сообщение по направлениям Ташкент - Самарканд - Бухара, Ташкент - Андижан - Ош, Самарканд - Гузар - Термез и Бухара - Нукус - Кунград - Бейнеу. Компания принимала участие в работах при строительстве железных дорог Навои - Учкудук - Нукус протяженностью 342 км и Ташгузар - Байсун - Кумкурган - 223 км. Сдан в эксплуатацию совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударья длиной 681 м, способствующий сокращению маршрута поездов Ташкент-Ургенч на 300 км. За короткие сроки построена и сдана взлетно-посадочная полоса Навоийского аэропорта с цементобетонным покрытием длиной 4 км и шириной 60 метров. Кроме того, построены современные мосты через реки, сложные транспортные развязки, путепроводы и ряд других объектов.
- Ежегодно нашими работниками осуществляются строительство, реконструкция и ремонт около 1800 км дорог, - рассказывает начальник управления оценки технического состояния автомобильных дорог ГАК "Узавтойул" Вахид Агзамов. - В настоящее время общая протяженность сети автодорог страны составляет более 183000 км. Из них 42654 км являются автодорогами общего пользования, более 95 процентов которых имеют твердое покрытие. Это довольно неплохой результат. Для сравнения заметим, что, например, в Российской Федерации от общей протяженности автомобильных дорог 759,3 тыс. км, или 84 процента являются дорогами с твердым покрытием.
В рамках возрождения Великого шелкового пути начато строительство скоростной международной автомагистрали Андижан - Ташкент - Нукус - Кунград, которая пересечет пустыню Кызылкум. Через Ош эта дорога будет продолжена в Кашгар. Она заменит собой давно функционирующую дорогу, далеко не везде отвечающую мировым стандартам. От Кунграда дорога проляжет к Бейнеу (Казахстан) и к каспийскому порту Актау. Ее отдельные участки уже сданы в эксплуатацию.
Автомагистраль включит в себя свыше 240 объектов инфраструктуры - автозаправочные станции, центры технического обслуживания, кемпинги, мотели - и позволит Узбекистану стать достойным участником евроазиатского транспортного рынка. В ее создание вносят свой вклад такие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития.
В силу своего геополитического положения Узбекистан обладает большим транспортным и транзитным потенциалом. Однако страна не имеет прямых выходов к морским путям. Таким образом, по мнению независимых экспертов, эффективная интеграция транспортной инфраструктуры Узбекистана в региональную транспортную систему, организация ее рентабельных коридоров к соседним регионам и морским портам являются важным фактором развития нашего государства.
Ведутся строительство и реконструкция стратегической для республики автомагистрали Самарканд - Карши проектной стоимостью 50,4 млрд сумов. Она открывает транзит в южном направлении - в Туркменистан, Афганистан, Иран, Пакистан и страны Персидского залива с доступом к морским портам. По прогнозам специалистов, после окончания строительства в течение пяти лет торговля со странами Центральноазиатского региона и Персидского залива, а также с Афганистаном, Ираном и Туркменистаном вырастет на 15 процентов. И это далеко не предел.
…Нумонжон Марданов из территориальной дорожно-эксплуатационной организации "Сирдарёавтойул" третий год работает на фрезе марки "Dynapac". А до этого пять лет обслуживал автоукладчик "Fogele". Эти и другие механизмы завезены в Гулистан из Германии. Нумонжон вместе с товарищами участвовал в строительстве нового участка Узбекской национальной автомагистрали. Свои навыки передает ученику Иброхиму Гоипназарову, выпускнику профессионального колледжа.
- За последнее время штат нашей организации вырос почти вдвое, - говорит знатный дорожник. - И это при том, что еще не везде преодолены последствия мирового финансово-экономического кризиса. Люди остаются без работы, а у нас государство не жалеет средств на развитие транспортной инфраструктуры. Поэтому стараемся строить дороги качественно, чтобы служили они как можно дольше во благо любимой Отчизны.
В настоящее время в ГАК "Узавтойул" работают более 25 тысяч инженерно-технических работников, служащих и рабочие специалисты. Компания обладает большим количеством высококвалифицированных специалистов, обученных на основе международного опыта в области строительства и содержания автомобильных дорог, мостов, аэродромов, дорожной инфраструктуры, а также менеджмента. Производственная база компании включает современные дорожно-строительные машины и оборудование компаний "Катерпиллер", "Виртген", "Либхерр", "Хамм", "Фогеле", "АБГ", "Дайнапак", "Коматцу", "Като".
Горы машинам не преграда
- Автодорогу, соединяющую Ферганскую долину с другими регионами Узбекистана, называют в народе "дорогой жизни", - говорит Вахид Нормаматович. - Протяженность перевальной части более 100 километров, она проходит в горах на высоте свыше 2000 метров, в том числе в туннелях под перевалами Камчик и Резак. Транспортная связь между Ташкентским и Ферганским экономическими районами значительно улучшилась, и грузы из Ташкента в Ферганскую долину и обратно стали доставляться в 3-4 раза быстрее, чем по железной дороге. В сентябре 2000 года было завершено строительство туннелей через перевалы Камчик и Резак. При строительстве 1,4-километрового туннеля через перевал Камчик, например, было выполнено свыше 3 млн кубометров земляных работ, уложено 39 тыс. тонн асфальтобетона. Внутри проложено 69 км кабеля, установлены современные средства радио- и телефонной связи, видеонаблюдения, освещения, пожаротушения. Ежесуточно здесь могут проезжать более 20 тыс. автомобилей и около 150 тыс. пассажиров. С 2008 года по решению правительства страны ведутся работы по реконструкции и модернизации дорожного покрытия этой важной стратегической транспортной артерии.
Построенные и сданные в эксплуатацию за прошедшие годы, полностью соответствующие международным стандартам широкие и ровные дороги, путепроводы, современные мосты и транспортные узлы служат обеспечению безопасности дорожного движения в нынешних условиях все более увеличивающегося транспортного потока. Например, недавно завершено строительство 88-километрового отрезка автомобильной дороги Гулистан - Ахангаран, являющейся важным звеном Узбекской национальной автомагистрали. Он соединился с трассой Ташкент - Ош. Теперь движение транспорта между Ферганской долиной и другими областями будет осуществляться по новой дороге. В результате путь сократился на 61 километр, большой транспортный поток минует Ташкент. По подсчетам специалистов, прибыль от экономии горючего, времени пассажиров и водителей и других расходов, быстрой доставки грузов до места назначения с вводом в строй этой новой дороги составит более 100 миллионов сумов в день.
…В чайхане "Рохат" города Ахангарана разговорился с водителем грузовой автомашины "Мерседес-Бенц" Дильшодом Тимуровым. - Он живет в Джамбайском районе Самаркандской области. Работает в одной из фирм, занимающейся перевозкой сжиженного газа в Ферганскую долину. Дильшод - потомственный шофер. Его отец Тимур-ака Юлдашев 45 лет крутил баранку большегрузных автомобилей.
- Когда я сказал папе, что построили новую дорогу и уже по ней можно будет быстрее добираться до перевала Камчик, он не усидел дома и поехал в рейс вместе со мной, - вспоминает Дильшод. - В пути отец не мог сдержать эмоций, все восхищался широкой и ровной автотрассой. Говорил, что в его бытность отдушиной был только Большой узбекский тракт, хотя и он был всего двухполосным. По остальным дорогам страны на КамАЗе ездить было нелегко. А тут - четыре полосы. Есть бетонные разделительные ограждения. Ездить - одно удовольствие.
По словам Дильшода, в Ахангаране он и отдыхает, и заправляет свой "Мерседес" соляркой. Тут частенько доводится ему беседовать с коллегами из России, Казахстана, Украины, прибалтийских государств. Они увозят из Узбекистана пряжу, швейные и многие другие изделия. Первый вопрос всегда неизменный: "Как дорога?" В ответ наш водитель слышит: "Отличная". В такие минуты его душу наполняет чувство гордости за страну, народ, созидающий во благо будущих поколений.
Для водителей и их спутников
Постановление Президента страны "Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах" от 21 декабря 2010 года служит важным руководством к действию в совершенствовании дорожной инфраструктуры и сервиса. Выполнение этой программы будет способствовать прокладке четырехполосных автодорог на Узбекской национальной автомагистрали с использованием цементобетонных и асфальтобетонных покрытий, а также сбалансированному развитию всей транспортной системы. В ближайшие четыре года на основе международных норм и современных требований будут построены и реконструированы 2306 километров дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали. Из них 1122 километра будут четырехполосные, 288 километров - двухполосные дороги с асфальтобетонным покрытием. Предусмотрено строительство на магистрали комплекса мостов и путепроводов, транспортных узлов. Улучшение качества покрытия 896 километров дорог, входящих в состав этой автомагистрали, позволит повысить нормативы нагрузки с 10 тонн до 13 тонн, что станет еще одним свидетельством создания в нашей стране транспортной системы, отвечающей мировым стандартам.
И ведь вот на что нельзя не обратить внимание. Со строительством автомагистралей совершенно иной облик стали приобретать населенные пункты. Вдоль дорог возводятся современные мотели, АЗС и АГНКС, различные объекты торгового, бытового, сервисного обслуживания, разбиваются фруктовые сады, виноградные плантации. Благодаря этому создаются рабочие места, и трудоустраивается в основном молодежь.
Появились и новые базары. В Акалтынском районе, например, вдоль Узбекской национальной автомагистрали расположился рынок, где местные дехкане предлагают проезжающим соотечественникам и иностранным гостям сладкие мирзачульские дыни и арбузы. А садоводы соседнего Мирзаабадского района наладили торговлю гранатами. Есть такие базары практически во всех регионах страны.
В кишлаке Шурузяк Сайхунабадского района довелось побеседовать с секретарем махаллинского комитета Гулбуви Рахманкуловой. Узнав о цели моего визита, она, не заглядывая в бумаги, стала рассказывать о новостройках, появившихся с той поры, как началось строительство автотрассы. Предприниматель Зокир Эшонкулов возвел вдоль автомагистрали двухэтажную чайхану, мини-маркет, открыл точку Paynet. Обеспечил работой 15 односельчан, которые оказывают необходимые услуги и жителям Шурузяка, и проезжающим водителям, и их спутникам. Братья Бердалиевы построили гузар, автомойку, а бизнесмен Лопас Тураев - пекарню и ателье мод.
- Каждый объект отличается своей архитектурной особенностью, - подчеркивает Гулбуви. - Обретают современный облик фасады и уже имеющихся строений. А как же иначе. Наше село теперь стало частицей Узбекской национальной автомагистрали, гордости народа. Обратила внимание на то, что многие сельчане уже не выходят на улицу в рабочей одежде. Стараются приодеться покрасивее, посовременнее. Меняется мировоззрение, самооценка людей.
В своем докладе на заседании правительства глава государства отметил, что для нас исключительно важное значение имеет ускорение реализации проектов по строительству и реконструкции дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, надежно соединяющей все регионы республики, обеспечивающей выход на региональные и мировые рынки.
Высоко оценивая стратегическое значение модернизации этой автомагистрали не только для Узбекистана, но для всего Центральноазиатского региона, в реализации проекта активное участие принимают, помимо АБР, и другие международные финансовые структуры - Исламский банк развития, члены Арабской координационной группы.
Все это способствует развитию и совершенствованию сети автомобильных трасс, обеспечению безопасности дорожного движения, создает новые возможности для повышения качества эксплуатации дорог, развития дорожной инфраструктуры, сервиса, укрепления экономических связей с зарубежными странами. Широкие и ровные дороги служат таким благородным целям, как процветание страны и дальнейшее повышение благосостояния нашего народа.
Акимжан Адизов.
Соб. корр. "Правды Востока".